Московскому метрополитену — 75 лет

15.05.2010, 08:06

Видео программы «Сегодня»

Движение открылось в 7:00 15 мая 1935 года. Каждый билетик на первый поезд «Сокольники» — «Парк Культуры» казался счастливым.

Чудо советской инженерной мысли, бесконечный источник слухов и декорации для компьютерных игр. Московскому метро — 75 лет. Регулярное движение открылось в 7:00 15 мая 1935 года. Каждый билетик на первый поезд (он шел по маршруту «Сокольники» — «Парк Культуры») казался счастливым. Сегодня магнитная карточка — не только доступ к обширной транспортной системе, но и кратчайший путь к искусству.

Корреспондент НТВ Александр Калинин продолжит.

В 18 лет он попал на первые полосы газет.

Николай Тимашёв, ветеран Московского метрополитена: «Было принято такое решение, что комсомолец Тимашёв должен был быть занесен, потому что я работал очень хорошо».

Фамилию напечатали с ошибкой — вместо «ё» поставили «о», — но что такое орфография, когда любишь свою работу и понимаешь, что это взаимно?!

Николай Тимашёв: «Я метрополитен увидел и был поражен!»

В 33-м столичную подземку, кажется, так и задумывали: на зависть всему миру. Всесоюзная комсомольская мобилизация собрала в Москве 10 тысяч молодых людей, далеких от горных работ. Стройка века стала национальной идеей.

«Нам нужны такие бетонщики и крепильщики, которые сумели бы не только крепить и бетонировать тоннели, но и крепить дисциплину, цементировать рабочий коллектив», — говорил диктор по телевизору.

Забетонировали так, что арочные своды в стиле ампир выдержали не только удивленные взгляды пассажиров, но и бомбежки немецкой авиации.

Страшную сказку из московского метро сделали киевские компьютерщики. С подачи писателя Глуховского на свет родился зубодробительный шутер в интерьерах столичной подземки образца 2033 года. Подземные станции и тоннели оказалась идеальными игровыми локациями. В игре по ним, правда, ходят не поезда, а жуткого вида монстры.

Андрей Прохоров, креативный директор компании-разработчика компьютерных игр: «В игре у нас Постапокалипсис, поэтому станции изменились до неузнаваемости. Но это то же самое московское метро, только через 20 лет после ядерной войны».

Лидер столичных диггеров Вадим Михайлов похожие декорации видел собственными глазами. Кроме тоннелей гражданского метро он изучил и так называемое метро-2 — сеть подземных магистралей, построенных в строжайшей секретности. Ездил по ним Сталин или нет и кто ездит сейчас доподлинно не известно, но сам факт существования таинственных трасс вдохновляет Михайлова на высокие слова.

Вадим Михайлов, диггер: «Я называю это легендой России, потому что с советских времен этот гигантский трехмерный лабиринт, как мы считаем, бросает пространственный вызов всем сооружениям подобного масштаба в мире. Это наша субтерра-инкогнито, это наши закрома Родины, это парк-бункер! Это не просто одно метро, это целый подземный город».

В метро официальном совсем другая картина, точнее, картины известных художников конца XVIII — начала XIX веков. Совместный проект Метрополитена и Пушкинского музея на днях начал курсировать по Арбатско-Покровской линии.

Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: «Вот уж, действительно, искусство идет навстречу народу. В прямом смысле слова».

Раньше в метро говорили по телефону, читали книги и слушали музыку. Теперь приобщаются к прекрасному.

Елена Баранова: «Это очень красиво, расслабляет. Мне очень нравится».

Эта акция скорее просветительская, чем юбилейная, ведь у вечно занятых москвичей никогда не хватает времени на посещение музеев. А в московском метро только за один день бывает более шести миллионов человек. О такой аудитории даже Пушкинский музей может только мечтать!

О чем мечтают миллионы пассажиров, лучше других знает ветеран Тимашёв. В метро он проработал без малого 67 лет.

Николай Тимашёв: «Мое мнение твердое: на каждой станции должны быть общественные туалеты, иначе получается ерунда!»

В нынешней подземке многое изменилось. И поезда теперь новые, и архитектура современная, и турникеты с электронной начинкой. Но кроме отсутствия общественных туалетов, неизменной остается и общественная востребованность метро.

Николай Тимашёв: «Представить только, что метрополитена нет, — все заполонится. Без метрополитена Москва существовать не может».

Читайте также