День, который помнит сердце

08.05.2010, 08:02

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

Ранним утром 9 мая 1945 года в Ленинграде было еще холодно, но день обещал быть ясным.

К параду сейчас готовятся и в Северной столице. Для Петербурга практически вся история Великой Отечественной войны — это история тяжелейшей, почти 900-дневной блокады, когда не только солдаты на передовой сражались с врагом, но сражением личным за собственную жизнь был каждый день обычного ленинградца. Потому и День Победы для города, где воспоминания о войне передаются из поколения в поколение, где эта война и блокада — часть исторического сознания жителей, — праздник особый.

Событие, которое как в песне помнит сердце и, как еще раз убедился корреспондент НТВ в Санкт-Петербурге Илья Федосов, не забудет никогда.

Ранним утром 9 мая 1945 года в Ленинграде было еще холодно, но день обещал быть ясным. В городе в основном находились женщины, дети и старики. Солдаты добивали врага на фронте, кинохроника снимала разрушенные улицы Берлина и подготовку Парада в Москве, поэтому ленинградский День Победы получился праздником очень домашним.

Восстановить атмосферу тех дней удалось благодаря свидетельствам очевидцев и редким архивным фотографиям. О том, что Германия сдалась, все узнали еще ночью. В 2:10 Левитан зачитал правительственное сообщение, и все утро радиорепродукторы повторяли для горожан подробности подписания акта о капитуляции.

Валерия Петрова, житель блокадного Ленинграда: «Утром 9 мая мы все побежали в свою альма-матер — в университет. И на площади начался митинг. Мы все кричали, прыгали, целовались и побежали сразу к бирже».

Всеволод Инчек, житель блокадного Ленинграда: «Народ, который вышел на улицу, вы знаете, он шел действительно на праздник. Все были радостные, особенно молодые девушки в компании с военными. Это запомнилось».

В тот же день в Ленинград начали прибывать грузовики с солдатами. Фронтовики возвращались домой.

Валентина Шумова, житель блокадного Ленинграда: «Из одной машины выпрыгнул мальчик, перепрыгнул через борт и подбежал к нам с мамой к нашей парадной. Это был мамин племянник, который совсем мальчишкой уходил на фронт».

В городе уже не было ни одного человека, который бы не знал, что война закончилась. Но типографии работали всю ночь, готовя праздничные плакаты и листовки. Тираж разошелся за несколько часов.

Всеволод Инчек: «Слышим звук самолета, увидели мы его над шпилем Адмиралтейства. Самолет сбрасывал листовки с лозунгом „Да здравствует великий советский народ, отстоявший Отечество от немецко-фашистских захватчиков!“».

Сразу после праздничных митингов весь Ленинград превратился в одну большую танцплощадку. Танцевали на улицах, площадях, в цехах заводов, во дворе кондитерской фабрики и даже на палубах боевых кораблей, стоящих у набережных.

Всеволод Инчек «Играли вальсы старинные. „Дунайские волны“ был очень популярный вальс».

Валерия Петрова, житель блокадного Ленинграда «Я лично не могла танцевать, потому что у меня было ранение. Но кругом меня все танцевали, и я вместе с ними держалась за руки».

Всеволод Инчек: «Потом вся эта масса людей хлынула на Дворцовую площадь. И вокруг колонны были поставлены трибуны, со всех четырех сторон выходили артисты, пели, играли, танцевали. Весь народ направлялся к вечеру на набережные Невы. Там должен был произойти победный салют».

Валерия Петрова: «Он, по-моему, полночи шел. Все было освещено, небо было освещено!»

30 залпов с пляжа Петропавловской крепости. Это был главный салют для всей страны, но второй по красоте для ленинградцев после салюта в день снятия блокады.

Читайте также