Военный корреспондент рассказал о героях сражений

04.05.2010, 10:06

Видеосюжет: Алексей Елаш
Видео программы «Сегодня»

По словам фронтовика, самому ему подвигов совершить не удалось, зато большую часть жизни ему пришлось рассказывать о героизме других бойцов.

Для ветерана из Хабаровска Михаила Радича война не закончилась в мае 45-го. По словам фронтовика, самому ему подвигов совершить не удалось, зато большую часть жизни ему пришлось рассказывать о героизме других бойцов на страницах дивизионной газеты, в которую он устроился сразу же после Победы.

Корреспондент Алексей Елаш встретился с военным журналистом и узнал о неизвестных эпизодах Великой Отечественной. Репортаж НТВ.

Михаилу Радичу — 84, но он до сих пор шутлив, приветлив и гостеприимен. О событиях Великой Отечественной помнит ясно, как сейчас. На фронт ушел в 17, воевал как все. Был артиллеристом, потом учился на танкиста, но пойти в атаку на бронемашине не успел — война кончилась. Самое интересное было после Победы, когда он служил в западной группе войск в Берлине. Там он, написав несколько заметок, попал в дивизионную газету.

Михаил Радич, ветеран Великой Отечественной войны: «Журналисты дивизионной газеты — на все руки специалисты».

С фотоаппаратом «Зоркий» в руках Михаил Никифорович долгие годы добывал материалы для «дивизионки». Больше всего ветеран любит вспоминать истории про рядового Майборского. Во время войны он повторил подвиг Александра Матросова — закрыл собой амбразуру. Был тяжело ранен, но в суматохе боя его занесли в списки погибших и потом посмертно присвоили Героя Советского Союза.

В 60-х Радич рассказал о подвиге героя на страницах своей газеты. После выхода статьи как-то на рыбалке к офицерам редакции подошел мужчина.

Михаил Радич: «И говорит: военные, у вас нет бумажки? У меня махорочка, а бумажка кончилась закурить. Они ему дали эту дивизионную газету, а там пишут про него. Он говорит: как так, неужели это я?»

Так погибший герой 17 лет спустя вновь стал живым. Михаил Никифорович шутит: сам подвигов во время войны совершить не успел, так хоть потом рассказывал всем о заслугах других. Его подпись стоит под самыми интересными описанными случаями. Например, о боевом знамени, которое из окружения, обмотав вокруг туловища, выносили трое бойцов. В одной из оккупированных деревень все они погибли. А местный житель по фамилии Тяпин, в огороде которого и завязался бой, ночью пошел хоронить красноармейцев.

Михаил Радич: «Начал хоронить и обнаружил это знамя, обернутое. Принес его домой и расстелил как скатерть. Пришли соседи и говорят: что же ты делаешь? Тебя немцы придут — повесят!»

Сегодня Михаил Никифорович, несмотря на преклонный возраст, продолжает писать по старинке. За всю свою жизнь, говорит, так и не смог привыкнуть к печатной машинке. В блокноте да на коленке, признается, как-то сподручнее.

Михаил Радич: «Опять Димка оказался в матушке-пехоте. И ничуть не сожалеет».

Недавние рассказы капитан Радич посвятил своим друзьям. Вспоминал, как они втроем из одной деревни уходили на фронт. А потом уже после войны встретились лишь вдвоем. На вопрос, где будет публиковаться, Михаил Никифорович улыбается — в «дивизионке». Совсем недавно их начали возрождать.

Читайте также