Как Курск боролся с захватчиками

03.05.2010, 19:13

Видео программы «Сегодня»

Телекомпания НТВ продолжает акцию «Истоки Победы». На специальном поезде корреспонденты едут по линии фронта, какой она была в 1942–1943 годах.

Телекомпания НТВ совместно с «Российскими железными дорогами» продолжает акцию «Истоки Победы». В специальном вагоне наши корреспонденты едут по линии фронта, какой она была в 1942–1943 годах. Накануне 9 Мая, когда принято вспоминать о финальных днях войны, мы рассказываем о том, как начинался долгий путь к Победе.

Сегодня — четвертая серия, посвященная Курску. Корреспондент НТВ Егор Колыванов узнал, что предшествовало знаменитой битве на Курской Дуге и как город сопротивлялся двухлетней немецкой оккупации.

История военных лет этого города всегда была в тени Курской битвы. Крупное сражение в массовом сознании вытеснило все то, что происходило здесь перед этим. В ноябре 41-го Курск, а потом и Курская область были оккупированы немецкими войсками.

В октябре 1941 года 9-я танковая армия Моделя и 95-я пехотная дивизия стремительно приближаются к областному центру. На защиту Курска бросают обескровленную в боях 2-ю гвардейскую стрелковую дивизию под командованием Андриана Акименко. К обороне присоединяются пять тысяч жителей города.

Татьяна Должикова, ветеран Великой Отечественной войны: «И вот я с санитарной сумкой, сзади вещмешок с перевязочными материалами… А здесь бойцы оборону заняли, и раненые уже оттуда идут».

Горожане вооружены гранатами и бутылками с зажигательной смесью, из стрелкового оружия — у кого что нашлось.

Ирина Лоташова, заведующая отделом истории современности Курского государственного областного краеведческого музея: «Спортивные винтовки, охотничьи ружья».

В цехах железнодорожного депо срочно строят два бронепоезда. Паровозы обшивают броней, вагоны вооружают танковыми пулеметами.

Александр Манжосов, кандидат исторических наук, почетный железнодорожник: «Были случаи, когда бронепоезд вообще стрелял по немецкой пехоте со 150 метров».

Игорь Цуканов, руководитель Курского областного центра «Поиск»: «В этом здании, где был штаб обороны города, стоял пулемет и в 1941 году обстреливал улицу Ленина и площадь. Он обстреливал немцев, которые наступали по улице».

Часть мирного населения уходит вместе с армией и ополченцами, 80 тысяч горожан оказываются в оккупации. Из распоряжения коменданта города генерал-майора Марцелла: «Рабочие, служащие и чиновники должны быть готовы по повелению германского правления вновь начать работу. Разрушение средств производства, средств передвижения, инвентаря и строений будет караться расстрелом».

«Новый порядок» оккупанты пропагандируют в газетах на русском языке. Врут, что взяли Москву и уже дошли до Урала. Вот, например, карикатура на лидеров антигитлеровской коалиции, а рядом — статья о счастливой жизни русских в Германии.

Ирина Лоташова, заведующая отделом истории современности Курского государственного областного краеведческого музея: «Вот такие выходили газеты „Новый путь“ и „Курские известия“».

В лесах на северо-западе Курской области действуют две партизанские бригады. К ним присоединяются солдаты регулярной армии, попавшие в окружение, в партизаны также уходят мирные жители. И к 1943 году в лесах уже 7000 тысяч.

Владимир Коровин, доктор исторических наук: «Был период в сентябре-октябре 1942 года, когда практически ежедневно шли под откос вражеские эшелоны — те, что ехали воевать под Сталинград».

Курские партизаны уничтожили почти 17 тысяч немецких солдат и подорвали 147 эшелонов. Однако расплачиваться за партизанскую деятельность приходилось мирному населению. В ходе карательной операции «Белый медведь» осенью 42-го немцы уничтожили 624 мирных жителя деревень Михайловского района. На месте деревни Большой дуб об этой трагедии напоминает звон колокола.

Валентина Башкирова, директор музея-заповедника «Большой Дуб», г. Железногорск, Курская область: «Они укрывали раненых партизан, передавали продукты, медикаменты. За связь с партизанами и были уничтожены все эти люди».

Деревня, в которой жил Павел Иванович, под карательную операцию не попала. Его и таких же как он 16-летних мальчишек полицаи пригнали закапывать трупы.

Павел Арбузов, ветеран Великой Отечественной войны: «Выкопали мы. За руки и за ноги брали да рядышком клали».

Современные историки с прискорбием отмечают, что в карательных операциях активное участие принимали полицаи из числа местных жителей.

Геннадий Александров, заместитель главы администрации Железногороского района, краевед: «Казаки и полицаи из бригады Каминского, в том числе некоторые михайловские полицаи».

60-я армия под командованием генерала Черняховского освободила Курск 8 февраля 1943 года. За время оккупации на территории области были расстреляны и замучены в лагерях 27 тысяч человек. Одно из мест массовых захоронений — Знаменская роща.

Игорь Цуканов, руководитель Курского областного центра «Поиск»: «Мы здесь три года работали, почти три тысячи трупов эксгумировали. Там были и военнопленные, и гражданское население, и очень много детей. У нас была одна яма, в которой было 100 детей».

После освобождения измученное голодом и оккупантами население роет окопы, восстанавливает железнодорожное сообщение. На одном из участков, куда из-за разрушенного моста не могут проехать локомотивы, используют грузовики ЗиС-5. Вагонами по линии фронта развозили боеприпасы — приближалась Курская битва.

Пётр Михин, ветеран Великой Отечественной войны: «Первый орден я получил на Курской дуге».

Пётр Михин во время Курской битвы командовал батареей артиллеристов. Сейчас воюет за правду — недавно в Великобритании вышла его книга фронтовых воспоминаний.

Пётр Михин, ветеран Великой Отечественной войны: «Вся Европа заполонена книгами, в которых англо-американцы и немцы пишут, как они воевали между собой. А о нас забыли, как будто нас и не было. И вот вышла книга. На обложке — моя фотография, я лейтенантом начинал. И заголовок — „Пушки против рейха“».

Какой ценой далась Победа, видела и медсестра Татьяна Должикова. 9 мая 1945 года она встретила в прибалтийских лесах под Клайпедой.

Татьяна Должикова, ветеран Великой Отечественной войны: «Ну тут вообще — и слезы, и танцы… Ликование такое было, что словами не передать».

Следующая остановка нашего поезда — в Воронеже. Корреспондент НТВ Ольга Чернова узнала о секретной гитлеровской стройке номер один и выяснила неизвестные факты о битве на Дону.

Смотрите репортаж во вторник, 4 мая.

Предыдущие остановки поезда были в Мурманске, Пскове, Ржеве.

Читайте также