Ценителям фарфора представили покупку века

22.04.2010, 14:29

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Эрмитаже открылась грандиозная выставка фарфора и акварелей.

Государственный Эрмитаж представил свое последнее и очень дорогое приобретение — коллекцию русских акварелей и фарфора, хранившуюся в частной галерее в Париже. Посетители музея смогут увидеть 140 предметов художественного фарфора и 92 живописные работы. Среди них полотна Брюллова, Кипренского, Крюгера.

Приобретения осмотрел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Последнее приобретение Эрмитажа вполне можно назвать покупкой века. По признанию специалистов, коллекцию акварельных портретов и художественного фарфора по значимости можно сопоставить только с пополнением музея в 1914 году. Когда была приобретена «Мадонна Бенуа» Да Винчи.

Сделка состоялась в конце прошлого года, а до этого сотрудники Эрмитажа вели переговоры, потребовавшие напряжения и деликатности. Сначала владелец коллекции, которому сегодня принадлежит парижская галерея «Попов и К» Морис Барюш, продавал антиквариат русского происхождения через аукционный дом «Кристис» (Christie’s). Часть вещей уже купили, но кризис не позволил продать главные ценности. И тогда Эрмитаж предложил выкупить сразу половину собрания.

Виктор Файбисович, заведующий сектором новых поступлений, ученый секретарь фондовой закупочной комиссии Эрмитажа: «Вся эта коллекция, по оценке господина Тизенгаузена — главы русского отдела аукционного дома „Кристис“, должна была принести аукционному дому „Кристис“ 16,5 миллионов фунтов стерлингов. Мы приобрели далеко не всю эту коллекцию».

В какую сумму обошлась покупка, в Эрмитажа держат в секрете. Ограничиваясь лишь фразой: «Мы сняли сливки». Основатель галереи, царский офицер, приобретал ценности у русских эмигрантов, как правило, княжеских родов. Теперь в Эрмитаже можно увидеть такие редкие предметы Императорского фарфорового завода, как чашка с блюдцем и крышкой. И судя по вензелю, принадлежавшие юному Павлу Петровичу.

Ирина Багдасарова, хранитель русского фарфора и керамики Эрмитажа: «Об этом свидетельствуют и небольшие размеры предмета, предназначенные ребенку. А также особая марка виноградовского периода. Потому что именно честь изобретения русского фарфора принадлежит именно Д. И. Виноградову. А марка — это золоченый двуглавый орел в лавровом венке».

Редкую марку с орлом в закрытой витрине не увидеть. Но рядом большой берлинский сервиз все того же Павла I с изображением двуглавых орлов — подарок прусского короля Фридриха. Такие вещи с историей еще предстоит атрибутировать — окончательно определить авторство и биографию предмета.

Но радуются в Эрмитаже и не царским, но от этого не менее любопытным пакетовым табакеркам XVIII века, сделанным в виде запечатанных конвертов. И фигуркам русских крестьян, созданных по моделям француза Рашета. Не уступают по значимости и акварели.

Александр Соловьёв, хранитель фонда рисунка и акварели отдела истории русской культуры Эрмитажа: «Это жемчужина коллекции. Во-первых, это замечательный русский художник Гау. Во-вторых, это портрет Натальи Николаевны Пушкиной. Ее портрет отличают многочисленные художественные достоинства. Он более поэтичен и нежен».

Среди акварелей есть и работы автора парадных портретов императоров Франца Крюгера. На одном из листов бумаги художник с помощью белил и черного мела изобразил великого князя Константина Константиновича. По реакции искусствоведов можно сказать, что вернулась уникальная часть потерянного русского искусства.

Читайте также