Кремлевская премьера Михалкова

17.04.2010, 19:06

Видео программы «Сегодня»

«Утомленные солнцем — 2» изначально задумывались как наш ответ «Рядовому Райану» — ленте, задавшей новый канон военного кино.

В Кремлевском дворце идет премьера самого ожидаемого и самого дорогостоящего российского фильма последних лет — «Утомленных солнцем 2». Никита Михалков выпустил его через 16 лет после первой части, получившей «Оскара» и вызвавшей громкие споры не только в киношных кругах.

Но о втором фильме будут спорить намного громче, и споры эти начались задолго до премьеры — как только в Интернете появились фрагменты будущего полотна. В уместности именно такого определения сомневаться не приходится. Ведь «Утомленные солнцем — 2» изначально задумывались как наш ответ «Рядовому Райану» — ленте, задавшей новый канон военного кино. Из советских же фильмов — по масштабу, размаху и державной мощи — сравнение возможно лишь с «Войной и миром» Бондарчука.

Корреспондент НТВ Сергей Морозов отправился на премьеру.

После такой премьеры «Пальмовая ветвь» в Каннах кажется чем-то второстепенным. Афиши предупреждают зрителей, к чему им готовиться, — великому кино о великой войне. Еще бы, невеликое кино в Кремле не покажут.

Фильм открывают торжественно, как съезд. Сотни приглашенных, гламурных и антигламурных, политики, деятели искусства. Многие, вероятно, уже видели рекламный ролик, где узнали что-то из фильма «Перл Харбор» или «Спасение рядового Райана». И правильно узнали.

Никита Михалков, режиссер, народный артист России: «Когда я монтировал „Цирюльника“ в Париже, мы посмотрели картину Спилберга „Спасти солдата Райана“. И мы видели молодых людей, которые выходили после сеанса вместе с нами, совершенно убежденными в том, что войну выиграли союзники».

В отличие от камерных «Утомленных солнцем — 1», во второй части — батальные сцены, спецэффекты. Это должен быть захватывающий фильм с неожиданными подробностями. Многих удивил кадр, где за немецкими танками развиваются гитлеровские знамена.

Никита Михалков: «Очень много из того, что, так сказать, было, людям не известно. Например, скажем, немцы выбрасывали с самолетов пустые бочки с дырками, которые создавали такой вой, что люди седыми вылезали из окопов. Немцы привязывали змеев огромных, над танками развевались огромные полотнища с гигантскими свастиками, а сзади шла конница. Люди бежали, бежали страшно. Командиры оставляли свои части. Это был исход».

Так снимая фильм государственной важности, Никита Михалков принес туда мысль, которую официально историография еще не принимает: весь 41-й год отступление напоминало, скорее, развал армии и бегство.

Вот что непонятно, так это как комдив Котов, расстрелянный в 36-м году, и его жена, погибшая в лагере в 40-м, воскресают в 41-м. Не говоря уж о меньшиковском Мите, который грамотно вскрыл себе вены в конце первой картины.

Второй фильм настолько отличается от первого, что в нем могли бы действовать совершено новые персонажи. До конца непонятно, зачем Михалков решил продлить вполне самодостаточную картину, тем более что из первой части в великое кино не попала Ингеборга Дапкунайте — помешали ее съемки в реалити-шоу на телевидении. Есть некоторое сходство настроения. Например, после сюрреалистического канкана из первой части — безумная сцена допроса под Шопена у Сталина.

Фёдор Бондарчук один из немногих видел фильм до премьеры.

Фёдор Бондарчук, астер, режиссер: «Я вам скажу одно: эти три часа я провел как одно мгновение. И это показатель. Как бы ты к этому не относился. Ты будешь ругать, хвалить, ненавидеть, говорить, мол, это плохо по определению, так как это Михалков. Но хотите верьте, хотите нет — три часа как мгновение».

Продолжение «Утомленных солнцем» делали почти 10 лет. Отснято огромное количество материала, которого хватило на две картины и сериал. Никита Михалков говорит, что снимал буквально на обломках российского кинопроизводства. Зато теперь у него команда, которая с ним, как с комдивом Котовым, готова на все. После этой картины Никиту Михалкова можно, наверное, называть предстоятелем российского кино.

Читайте также