Наследие Рерихов — в одной экспозиции

16.04.2010, 15:18

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Манеже десятки музеев представили уникальные экспонаты, иллюстрирующие вклад известной семьи в мировую культуру.

В Манеже открылась выставка пейзажной живописи. Там расположилось крупнейшее собрание полотен и личных вещей художника и философа Николая Рериха.

На поиски рериховской Шамбалы вместе с искусствоведами отправился корреспондент НТВ Константин Борошнев.

Художник, нашедший Шамбалу, — священное место, где земля смыкается с небом. Про Рериха так принято говорить уже несколько последних десятилетий. Хотя исследователи его творчества уверяют, что духовные поиски живописца буддизмом никогда не ограничивались.

Юлия Будникова, главный куратор выставки: «На выставке мы можем увидеть картины, которые посвящены великим учителям других религий: Зараастр, Магомет. Вот разделю. Имеется раздел, посвященный индуизму — портреты Кришны».

Рерих-мыслитель известен едва ли не лучше Рериха за мольбертом с палитрой. Бесконечно повторяя, кажется, одни и те же горные пейзажи, именно через них художник искал ответы на безответные вопросы.

Жизнь духовная и жизнь мирская для семьи Рерихов хоть и были неразрывно связаны друг с другом, но всегда существовали будто в параллельных реальностях. О чем писал и сам Николай Константинович. На выставке в манеже это деление получилось очень органичным. Духовным поискам отдали второй этаж. Ежедневным мирским заботам — первый.

Бытописание огромной рериховской семьи сложено из коллекций 75 разных музеев. Привезли все: от утвари до полотен, хранившихся вдалеке от случайных глаз. Как, например, картина из Бакинского художественного музея.

Алексей Бондаренко, директор музея-института семьи Рерихов: «Рерих является фигурой Серебряного века русской культуры. Это тривиальное утверждение. На самом деле, в культурологическом отношении это все время приходится доказывать. Потому что наследие Рериха столь широко и многообразно, что возникает соблазн отождествить его с какими-то идеологическими системами, религиозными системами».

Одновременно подтверждая и опровергая этот тезис, на экспозиции выставили уникальный рериховский иконостас, изготовленный по частному заказу для Успенского женского монастыря в Перми. В нем удалось соединить несколько христианских течений и художественных приемов.

Юлия Будникова, главный куратор выставки: «Он воспроизводит Благовещение из небольшой церкви, которая находится рядом с Ассизи. Это церковь, в которой молился и скончался Франциск Асисский. Я думаю, это неслучайно: Рерих был там. Образ Франциска очень важен для него».

Впервые за 100 лет разрозненные части иконостаса — они хранились в нескольких музеях — соединили. Этот акт музейной воли перекликается с сегодняшним негромким юбилеем. 75-летием со дня создания рериховского пакта — первого в мире официального документа о защите культурного наследия.

Читайте также