С надеждой избавить от радиации

15.04.2010, 20:48

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Чтобы бороться с ввозом в Россию гексафторида урана, в Петербурге высадился десант «Гринпис».

Последняя партия гексафторида урана для обогащения из-за границы прибудет в Россию в декабре 2010 года. И это результаты контрактов, заключенных еще в середине 90-х годов.

Об этом сегодня заявили в Росатоме, комментируя акцию, которую проводит в Петербурге организация «Гринпис». Кроме того, по словам атомщиков, гексафторид урана по классификации МАГАТЭ не относится к ядерным отходам, а является сырьевым продуктом. По словам специалистов, этот гексафторид гораздо менее опасен, чем каменный уголь, кислоты щелочи, нефть или аммиак.

Тем временем на берега Северной столицы высадился настоящий экологический десант, который сопровождал до Петербурга судно с грузом обедненного урана. Визит интернационального экипажа «зеленых» — это часть масштабной акции.

Репортаж корреспондента НТВ Юлии Олещенко.

«Эсперанса» — самый крупный корабль флотилии «Гринпис». С испанского это название переводится как надежда. В Петербург судно прибыло с надеждой избавить Россию от ввоза радиоактивных отходов.

Ярко-желтый баннер с соответствующим призывом несколько дней назад активисты «Гринпис» пытались водрузить на борту судна «Капитан Куроптев», перевозившего из Франции 650 тонн обедненного гексафторида урана.

О том, насколько опасный груз доставили в Северную столицу, чтобы затем переправить в Сибирь, сегодня объясняли журналистам. По мнению «зеленых», условия транспортировки и хранения радиоактивных отходов в нашей стране не выдерживают никакой критики с точки зрения безопасности.

На данный момент Франция продолжает оставаться единственной страной, поставляющей обедненный уран в Россию. По условиям уже заключенных контрактов этот ввоз может продолжиться. Как утверждают «гринписовцы», рядовых французов этот факт шокировал. Подобной реакции члены интернационального экипажа ждут и от россиян.

София Майнони, руководитель энергетического отдела «Гринпис» Франции: «Мы хотим, чтобы все русские люди начали интересоваться, в чем проблема. Почему в России такое количество ядерных отходов? Все должны выйти на улицы и задать вопрос властям. А власти должны разобраться в проблеме».

Чтобы повысить уровень экологического сознания петербуржцев, на «Эсперансу» организовали экскурсии для всех желающих. Поднявшимся на борт рассказывали историю судна. В середине 80-х его построили в Польше по заказу СССР. До сих пор некоторые приборы в капитанской рубке остаются русскоязычными.

После того как корабль приобрела «Гринпис Интернешнл», его серьезно переоборудовали: установили электрический двигатель, наладили систему водооборота. Одним словом, сделали повышенно экологичным.

Валдемар Вичман, капитан: «Например, даже краска, которая использовалась при ремонте судна. В этих красках нет химических примесей, способных нанести вред окружающей среде».

Подобная принципиальность, возможно, принесет плоды. Нынешнее ядерное турне «Эсперансы» по Северному и Балтийскому морю не первое и не последнее. Статус ледокола позволяет кораблю работать даже в Антарктике. Главное, чтобы походы давали ощутимый результат.

Владимир Чупров, руководитель энергетического отдела «Гринпис» в России: «Результаты есть. В прошлом году, например, одна из крупнейших компаний, которая поставляла нам эти радиоактивные отходы, решила не продлевать эти контракты. Это — победа!»

«Эсперанса» посетила Петербург впервые. И сегодня вечером снимется с якоря, чтобы проследовать в порт приписки — Амстердам. Позднее корабль с радугой на борту отправится уже в полярные воды — фиксировать последствия глобального изменения климата.

Читайте также