Цветы и свечи в знак скорби

12.04.2010, 15:55

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербург вместе со всей Россией поминает жертв авиакатастрофы под Смоленском.

Уже третий день к зданию Генерального консульства Польши на 5-ю Советскую улицу приходят сотни горожан. Петербуржцы вместе со всем миром скорбят по жертвам авиакатастрофы под Смоленском. Эта трагедия никого не оставила равнодушным. К дипмиссии выстроилась очередь из желающих отдать дань памяти погибшим.

Тему продолжит корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

В день, объявленный в России официальным днем траура, тротуар у здания консульства Польши напоминает ковер из живых цветов. Первые красно-белые розы и гвоздики, зажженные свечи появились здесь еще в субботу. Сотни петербуржцев восприняли авиакатастрофу под Смоленском как личное горе.

Пришедшие в консульство терпеливо ждут в очереди, чтобы оставить соболезнование в книге памяти. Несколько минут в тишине, наедине с портретом погибших президента с супругой.

Три года назад Мария Качиньская, открывая в Петербурге Польский дом, напомнила, что в этом городе родилась ее мама. А сегодня пенсионерка Эва Трабо приехала из Петергофа, чтобы зажечь свечу в память о погибшем родственнике.

Эва Трабо: «По телевизору дают фотографии, имя и фамилию. Погиб мой родственник Пётр Нуровский. Он бывший дипломат. Работал в Москве, затем был директором телевидения и его последняя должность — в Комитете олимпиады.

Ярослав Дрозд, генеральный консул Республики Польша в Санкт-Петербурге: „После всего того, что я увидел в Смоленске и что происходит сегодня в России, в этом трауре чувствуется позитивная эмоция. Это момент, который очень важен для нас“».

Фестиваль «Новое польское кино» — в самом разгаре. Показы в кинотеатре «Родина» никто не отменял. Но из польской делегации в Петербурге осталась лишь Магдалена Гурска. Актриса улетает в Варшаву сегодня. Говорит, ее поразила реакция петербургских друзей из Малого драматического.

Магдалена Гурска, актриса: «Мои друзья играли „Варшавскую мелодию“, и в этом спектакле все было еще трогательнее. Я еще сильнее переживала их историю».

Для петербурженки Юзефы Никифоровой Лех Качиньский прежде всего останется в памяти как человек, подписавший закон о «карте поляка». Этот документ не дает гражданства Польши, но подтверждает принадлежность к польскому народу. Своеобразный долг перед миллионами поляков, оказавшимися в результате послевоенного сдвига за пределами Родины.

Юзефа Никифорова: «Ему хотелось собрать поляков. И очень многие хотят иметь эту карту. Мои родственники, которые живут в Западной Белоруссии, тоже имеют эту карту. Мой сын имеет эту карту. Мы знаем язык. И когда мы приезжаем в Польшу, нас там встречают лучше, чем родных».

Воскресная служба в соборе Святой Екатерины на Невском собрала не только поляков и не только католиков. Из-за Пасхи священники не были в траурных синих облачениях. Но вспомнили погибших в катастрофе и постарались найти слова утешения для каждого.

Владислав Зомбковский, священник: «Единственное, что можно сделать, — это любить друг друга, объединяться. Можно сказать, это наследство этих людей, которые ехали именно для того, чтобы примерить народы. Была надежда, что действительно это будет момент исторический — окончательного сближения России и Польши».

Читайте также