Малыш оказался не нужен

09.04.2010, 19:02

Видео программы «Сегодня»

Правозащитники и следователи выясняют, кто и когда разрешал усыновление Артёма Савельева, как он добирался до Москвы. А врачи и соцработники занимаются здоровьем ребенка.

Сегодня получила развитие чудовищная история о том, как американская мать отказалась от своего приемного сына из России. Накануне вечером семилетний Артём Савельев один прилетел в Москву из Вашингтона и оказался в отделении милиции.

Выяснилось, что приемного ребенка буквально отправили туда, откуда взяли, купив ему авиабилет в один конец. Теперь правозащитники и следователи выясняют, как это произошло и кто и когда разрешал его усыновление, а врачи и психологи занимаются здоровьем ребенка.

Следов физического насилия у Артёма не обнаружено, а вот о его моральном состоянии можно только догадываться. Мать и бабушка отправили его в Москву, сообщив, что он едет на экскурсию. И все дальнейшие события стали для ребенка полной неожиданностью и шоком.

Корреспондент НТВ Владимир Кобяков следит за этой историей.

Себя он называет по-прежнему — Джастин, но взрослые стараются, чтобы он снова привыкал к своему старому имени Артём. У семилетнего мальчика, в одиночку прилетевшего в Москву из США, сейчас чаще всего спрашивают о его американской семье.

Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка: «Как только речь заходит о матери, которая от него отказалсь, о Тори Хансен, у него наворачиваются слезы. Он говорит, что она его не била, только таскала за волосы».

Артёма Савельева американка Тори Хансен усыновила прошлой осенью. Спустя полгода приемная семья избавилась от него — посадила на авиарейс в Москву и дала с собой пояснительную записку.

«Этот ребенок психически нестабилен. У него серьезные проблемы в поведении. Сотрудники детдома меня ввели в заблуждение относительно его умственных способностей. Они знали о проблемах, но исказили данные, чтобы избавиться от этого ребенка», — сообщалось в ней.

До отъезда в Соединенные Штаты Артём Савельев жил в Партизанске, в детском доме. Здесь говорят, что о претензиях к здоровью мальчика слышат впервые.

Ирина Гусева, директор детского дома г. Партизанска: «Я считаю, что отклонений никаких не было, потому что ребенок у нас и перед усыновлением обследовался, и ежегодная диспансеризация у нас проходит. Здесь все было нормально».

В детдоме сохранились фотографии Артёма с приемной мамой. Она сюда приезжала дважды: сначала знакомиться с ребенком, а затем оформлять документы.

Марина Шелина, начальник территориального отдела опеки и попечительства г. Партизанска: «Подозрений не было вызвано никаких. Она заявила о том, что готова к усыновлению, что давно уже мечтает иметь ребенка. И учитывая те обстоятельства, что ее отец в свое время был усыновлен, тема усыновления в их семье приветствовалась».

Вера Кузнецова, директор Департамента образования и науки Приморского края: «Госпожа Хансен заявила, что она понимает, что у детей, воспитывающихся в детских учреждениях, могут наблюдаться проблемы в физическом и психическом развитии, а также другие потенциально опасные факторы риска. Но она готова к этому и примет состояние здоровья ребенка, которого хочет усыновить».

О Тори Хансен известно, что живет она без мужа, на окраине города вблизи кладбища, работает медсестрой и воспитывает старшего сына. Это уже сейчас возникли вопросы, а стоило ли отдавать ребенка приемной матери. Теперь историей усыновления заинтересовались в прокуратуре.

Автора Римская, старший помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Приморскому краю: «В рамках доследственной проверки планируется дать юридическую оценку действиям должностных лиц, органов опеки и попечительства».

Еще одна, почти детективная история о том, как Артём один оказался в Москве. В американской семье ему объяснили, что он полетит в Россию самостоятельно. Дали ему рюкзак с вещами, 200 долларов и документы. Бабушка рассказала, что это всего лишь экскурсия и он сможет посмотреть Москву. Поэтому все дальнейшие перипетии — милиционеров, врачей, юристов — он воспринимал как развлечение.

Но в этом путешествии остается много вопросов. Как авиакомпания «Юнайтед эйрлайнз» (United Airlines) взяла в полет Артёма без сопровождения взрослых? Представители компании сами сегодня напомнили правила перевозки детей.

«Дети в возрасте от 5 до 7 лет без сопровождения взрослых могут лететь только прямыми рейсами. Лететь с пересадкой имеют право только дети, достигшие 8 лет», — сообщает в официальных документах.

Но Артёму 8 лет еще нет, и он летел с пересадкой — сначала из города Шелбильвилль в Вашингтон (возможно, с бабушкой), а затем уже сам в Москву. К тому же в паспорте американская виза мальчика была уже просрочена. В аэропорту Домодедово объясняют: малыша встретили согласно инструкции.

Елена Галанова, пресс-секретарь аэропорта Домодедово: «Сервис-консультант, сотрудник аэропорта подходит к борту воздушного судна, забирает ребенка и помогает ему пройти таможенный и пограничный контроль, получить багаж, если таковой имеется. Дальше он передает его встречающему лицу».

Артёма встречал частный гид Артур. С ним американская семья связалась через страничку в Интернете, а затем долго переписывались и торговались, сколько может стоить такая услуга.

Павел Астахов: «Ему предлагали 120 долларов, он не согласился. А за 200 долларов согласился. Человек по имени Артур встретил мальчика, привез и сдал в Министерство образования. Как посылочку. Знаете, как говорят, с проводником передам посылочку, за сто рублей встретьте».

Только когда гид Артур понял, что в Министерстве образования никто не ждет мальчика, ребенка решили отвести в ближайшее отделение милиции.

В первые часы его хотели забрать к себе американские дипломаты, но им разъяснили: Артём Савельев остается гражданином России. После этого с заявлением выступил посол США.

Джон Байерли, посол США в России: «Сейчас мы расследуем все обстоятельства возвращения Артёма в Россию, чтобы установить, не было ли в связи с этим какое-то преступление».

Две недели назад агентство, которое помогало усыновить Артема, отчиталось, что у ребенка в новой семье все в порядке. Сегодня в российском офисе этого американского агентства сами стараются разобраться, что произошло.

Представитель агентства: «Это частный случай, далеко не самый частый. Пусть соответствующие органы выясняют, почему это произошло».

Теперь необходимо решать юридическую коллизию. По документам, законной матерью ведь остается американка, а вопрос о лишении ее родительских прав придется решать все-таки в России.

Читайте также