Виртуозное искусство платить налоги

09.04.2010, 14:19

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Большом драматическом театре дают премьеру по пьесе Луи Вернейля.

Премьера в Большом драматическом театре. Легкая, смешная и исключительно театральная комедия по пьесе Луи Вернейля «Школа налогоплательщиков».

В главных ролях Геннадий Богачёв, Сергей Лосев, Андрей Шарков. Пьеса появилась в 30-хх годах прошлого века, как раз тогда, когда волна великой американской депрессии докатилась и до Европы. Чем схожи те времена и сегодняшние?

Корреспондент НТВ Павел Рыжков провел параллели.

На сцене БДТ воцарился стиль арт-деко. Сценографы с бутафорами постарались найти детали декора довоенной Франции 30-х. Когда и создавалась пьеса драматурга Луи Вернейля в содружестве с актером Жоржем Берра «Школа налогоплательщиков».

Для выгородки конторы, где учат уходить от налогов, приобрели даже действующие вентиляторы того времени. А также театр специально закупил настоящие «ундервуды».

Режиссер Николай Пинигин дает последнее наставление перед выходом на сцену Игорю Ботвину — исполнителю главной роли Гастона Вальтье. Даже в перерыве звучит знаменитая джазовая тема «В кейптаунском порту». Что для настроя героя-авантюриста весьма подходяще.

На российской сцене пьеса «„Школа налогоплательщиков“ появилась практически сразу после премьеры в Париже. Сатирическую комедию на фискальную тему поставили в театре Моссовета в 1935 году. Главные роли исполняли Ростислав Плятт и Вера Марецкая.

Конечно Вернейль и Берра не Шекспир и Шиллер, но в БДТ решили: раз играли такие корифеи советского театра играли в Школе налогоплательщиков», то ничего зазорного нет в том, что постановку буржуазного театра включить в репертуар БДТ.

Николай Пинигин задумал спектакль еще четыре года назад, но по разным причинам постановка откладывалась. А сегодня она оказалась очень кстати. Как говорит режиссер, это спектакль-антидепрессант.

Николай Пинигин, режиссер-постановщик: «Кроме радости эта пьеса ничего не вызывает. Это плутовская комедия. Это такой Остап Бендер французских 30-х годов. Никаких ухищрений. Это некая изящная пародия на буржуазную комедию».

Ситуацию авторы доводят до абсурда, в результате в ряды клиентов школы налогоплательщиков входит даже министр финансов, а французская казна при этом пустеет. Один из самых забавных персонажей на сцене — господин Меню, который выясняет, что при подаче декларации, согласно французским законам, он разорен. Исполнителю роли Андрею Шаркову фискальная тема небезынтересна и в жизни.

Андрей Шарков, заслуженный артист России, исполнитель роли Альфреда Меню — налогоплательщика: «У нас пока нет налогооблажения о степени твоего состояния. То есть состояния ты не платишь, какое большое бы оно не было. А вот дальше будет интересно. И правильно, что мы зрителя подготовили».

Конечно, в пьесе Вернейля, написанной изящным комедийным языком, тема налогов лишь фон для сюжета о любви. Зритель, как и во времена создания произведения, придет не для того, чтобы пройти школу налогоплательщиков, а сопереживать героям и поднять настроение.

Читайте также