Видео программы «Сегодня»
Россия и Соединенные Штаты Америки заключили новый договор «О сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений»
Россия и Соединенные Штаты Америки заключили новый договор «О сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений». Это произошло в Праге, где свои подписи под документом поставили Дмитрий Медведев и Барак Обама.
Оба президента подчеркнули, что договор об СНВ это не только поворотный этап в
Согласно тексту документа, после его ратификации в течение семи лет Россия и США должны сократить свои ядерные боезапасы почти на треть.
Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев присутствовал на церемонии подписания.
Процесс ядерного разоружения, если использовать терминологию Горбачёва, пошел 20 лет назад, когда Горбачёв и Рейган впервые после нескольких лет застоя, связанного с нашими афганскими делами, встретились в Женеве.
Владимир Петрович Кондратьев тоже там был и хорошо помнит, как сначала трудно, а потом стремительно стали разворачиваться эти переговоры, которые увенчались подписанием в Москве в июле 1991 года, за три недели до августовского путча, договора
Сегодняшний договор
Все выглядело очень торжественно и красиво. Под звуки музыки в Испанский зал Пражского града входят президенты. К этому договору стороны шли целый год. В Женеве делегации двух стран провели десять раундов полноформатных переговоров. Президенты держали их ход под своим контролем, если нужно было, консультировались друг с другом лично и по телефону.
Когда подписи под договором, а он представляет собой пакет документов на 160 страницах, были сделаны, зал взорвался аплодисментами, которые долго не смолкали. В самом деле, подобные события происходят в нашем мире не часто.
Барак Обама, президент США: «Этот договор демонстрирует готовность Соединенных Штатов Америки и России, двух стран, в которых сосредоточено более 90 процентов всего ядерного оружия, существующего в мире, ответственно подходить к мировому лидерству. Сегодня мы выполняем наши обязательства, которые должны лечь в основу глобальной политики нераспространения ядерного оружия. И этот договор новый шаг в длинном пути сокращения ядерных вооружений во всем мире».
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я полностью согласен с теми оценками, которые только что прозвучали от моего коллеги, президента Обамы, в отношении того, что в этом зале несколько минут назад произошло действительно историческое событие».
Медведев поблагодарил команды переговорщиков, работавших
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Здесь нет выигравших и проигравших. Это так называемая
Президент Медведев выделил основные договоренности. Количество ядерных зарядов сокращается на треть, оно не должно превышать для каждой стороны 1550 единиц. Число развернутых носителей сокращается более чем в два раза, до 700 у каждой стороны. Упрощен механизм взаимного контроля.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «В договоре также установлены положения, касающиеся обмена данными, по этому вопросу мы с моим коллегой собаку съели. Разговоров о телеметрии было много, теперь мы большие специалисты в этой сфере, может быть, лучшие специалисты в мире. Здесь также установлены вопросы, касающиеся переоборудования и ликвидации средств инспекции и процедуры проверки и меры укрепления доверия».
Медведев подчеркнул хорошие личные отношения с Обамой и также отметил, что договор это лишь начало большого пути. Начались вопросы журналистов, по два с каждой стороны. Коллеги спрашивали, естественно, о противоракетной обороне.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Нам не безразлично, что будет происходить с противоракетной обороной. Это связано с конфигурацией наших потенциалов. И мы будем следить за тем, как будут развиваться эти процессы.
Недаром в договор, а вернее говоря, в его преамбулу погружена соответствующая формулировка, которая в известной степени воспроизводит известный правовой принцип о неизменности обстоятельств, которые послужили основой для заключения договора. Но это гибкий процесс. И мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы максимально тесто сотрудничать по этому поводу с нашими американскими партнерами».
Когда подобные соглашения будут заключаться и с другими странами, обладающими ядерным оружием, интересовалась пресса. Обама считает, что Соединенные Штаты и Россия должны здесь лидировать, поскольку 90% ядерных вооружений находятся у них.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Мы не можем себе представить ситуацию, когда Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки будут предпринимать усилия по разоружению, а мир будет двигаться принципиально в другом направлении. Мы отвечаем за наши народы, мы отвечаем за ситуацию в мире, в конечном счете, по этому вопросу. Поэтому все вопросы, связанные с исполнением этого договора, а также нераспространением, угрозой ядерного терроризма, они должны нами анализироваться в комплексе».
Владимир Кондратьев, обозреватель НТВ: «Вы уже говорили о том, что собираетесь проводить работу с парламентариями, чтобы добиться такой ратификации. Хотелось бы узнать, какие трудности Вы видите на этом пути, как Вы расцениваете шансы на успех?»
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Конечно, такого рода соглашения, важнейшие международные соглашения в соответствии с нашими Конституциями и внутренним законодательством, подлежат ратификации нашими парламентами.
Мы тоже собираемся в самое ближайшее время предпринять все процедуры для того, чтобы наш парламент, наша Государственная дума начала рассматривать договор.
Что, на мой взгляд, необходимо обеспечить, из чего я буду исходить? Я думаю, что мы должны обеспечить синхронность внесения этих документов на ратификацию, чтобы ни одна сторона не чувствовала себя ущемленной».
Барак Обама, президент США: «Я уверен в том, что республиканцы и демократы в Сенате США, рассмотрев текст договора, убедятся, что США сохранили свои национальные интересы, что мы движемся вперед, оставляя позади холодную войну. Поэтому уверен, что мы добьемся ратификации».
Сегодня после встречи с Медведевым Обама будет встречаться с лидерами
Если да, то Россия согласно сегодняшнему договору, имеет полное право выйти из него. Но для Обамы это будет означать многое. Он потеряет свой облик миротворца, желает ли он этого, думаю, нет. Так что у договора