Онлайн-балет в Большом

01.04.2010, 16:23

Видео программы «Сегодня»

Французские телезрители получили возможность провести несколько часов в Москве, на спектакле Большого театра.

Французские телезрители получили возможность провести несколько часов в Москве, на спектакле Большого театра. Балет «Пламя Парижа» транслировали для европейцев в прямом эфире. Этот онлайн-спектакль стал вкладом театра в празднование Года России во Франции.

За кулисами грандиозного проекта побывал корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.

Для Владимира Щербакова, дежурного режиссера на сцене Большого, этот спектакль будет не первый и даже не тысячный. Но сегодня ответственность и у него, и у сотни с лишним артистов, задействованных в балете «Пламя Парижа», возрастает в 144 раза. Ровно столько киноэкранов в Европе готовятся одновременно передать грандиозный спектакль.

По техническому масштабу это будет скорее похоже не на телевизионную версию балета, а на трансляцию футбольного матча. Две камеры работают прямо перед сценой, еще три установлены в амфитеатре и две находятся в театральном фойе. Ведь в далекую Францию важно передать не только сам балет, но и настроение, атмосферу, царящую в Большом театре. И все это — в прямом эфире.

Решиться на такой онлайн-показ, причем в основном для французского зрителя, театр заставил дипломатический повод. Вот, мол, и вклад Большого в празднование Года России во Франции. Часы и недели ушли на совместные репетиции у танцоров и у операторов — и теперь будто и сами танцуют.

Оператор: «Элен, Мартин, выходим вперед, шаг влево, шаг вправо. Больше воздуха».

И вот ради чего это все — лучшие залы Франции замерли в ожидании.

Француженка: «Это просто исключительный случай, что мы можем оказаться в Москве в этот вечер. У нас полное впечатление, что мы в Большом. И это чудо».

Парижские театралы постарше припоминают: в конце 40-х они уже видели «Пламя Парижа». Тогда Большой театр привозил на гастроли во Францию именно этот спектакль. В 1932 году хореограф Большого Василий Вайнонен получил вместе с музыкой к будущему балету и традиционный по тем временам госзаказ: на материале великой Французской революции воспеть, а точнее станцевать годовщину своей, Октябрьской.

Никата Вайнонен, сын хореографа хореографа Василия Вайнонена: «На нем был Сталин. И после балета он спросил: а этот спектакль имеет премию моего имени? Ему сказали: нет, Иосиф Виссарионович, но он старый, 15 лет уж прошло с 1932 года. „Большая ошибка“, — сказал Иосиф Виссарионович. И на следующее утро балет получил Сталинскую премию».

Хореограф новой волны Алексей Ратманский, сдув пыль с советского либретто, попытался восстановить уникальный спектакль. И монументальный советский эпос зажил второй жизнью. В революционном спектакле вдруг зазвучали любовные мотивы, а главное новая мысль — что французская, что октябрьская революция не столь справедлива, сколь жестока.

Владимир Щербаков, дежурный режиссер: «Надо спросить, если они будут палача брать крупным планом, то даем ему отмашку, он смотрит в кулисы».

Российские режиссеры Большого и французские телевизионные друг друга поняли не с полуслова, но в итоге все получилось.

Зрители: «Нам даже лучше было видно, чем если бы мы были в зале. Мы видим крупные планы артистов, оркестра, все мелкие детали».

Окрыленный успехом «Парижского пламени», Большой театр обещает в ближайшее время продолжить прямые трансляции своих лучших спектаклей. Здесь надеются, что теперь это будут кинотеатры России.

Читайте также