Каменноостровский театр воскреснет на века

31.03.2010, 14:52

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Уникальный проект реконструкции малой сцены БДТ близится к завершению.

В Петербурге вскоре появится первый подземный театр. Но, конечно, не в буквальном смысле этого слова. При реконструкции Каменноостровского театра, где разместится малая сцена БДТ, за счет подземной части расширили помещения.

Новая сцена по размерам сравнится с подмостками Александринского театра. Тем не менее камерность, присущая этому месту, сохранится: в зале будет всего 400 мест, которых не хватит, если на первое представление захотят пригласить всех тех, кто принимал участие в его воссоздании.

О масштабной реставрации в репортаже корреспондента НТВ Юлии Олещенко.

Работы в летнем Каменноостровском театре планируют завершить уже осенью. Правда, первые артисты смогут выйдут на эту сцену ближе к новому году. А реставраторы шутят: билеты можно продавать уже сегодня, ведь восстановление этого исторического здания — само по себе уникальное и захватывающее зрелище.

Первое что сделали специалисты КГИОП, — расширили амплуа театра. Исторически он строился как летний, но сможет работать круглогодично. Решая сложнейшую задачу, шедевру деревянного зодчества эпохи классицизма подарили еще одну роль — памятника новейшим строительным технологиям. До сих пор никто не осмеливался выкапывать под столь ценным сооружением внушительный подземный объем.

Вера Дементьева, председатель Комитета по охране памятников: «Это и есть подземная часть. Отметка минус 6, 7 метров. С одной стороны — сцена, с другой видно пространство буфета. Бетонные колонны — это недекоративные вещи. В них запущены 850 свай. Их обшивают, часть лишних — изымают. Таким образом образуется пространство».

Этот театр держат не атланты, а титаны. А восстанавливают реставраторы уровня не плотников, но скрипичных мастеров. Здание вручную перебрали по бревнышку и по досочке. Все утраты бережно восстановили. Деревянная обшивка с двухвековой историей не идеально ровная, зато дышит, как живой организм.

Владимир Рахманов, архитектор, реставратор: «Это период технологий конца XVIII века, когда дерево распиливается и сохраняется комель-вершина. У нас вся обшивка ручная, она не из-под пилорамы. Она вышла из-под топора и ручного инструмента».

Важнейшую архитектурную деталь — плафон потолка — обновляли тем же способом. Сейчас его не покрывает роспись, но, по мнению реставраторов, очищенная от слоев краски деревянная конструкция способна вызвать не меньший восторг. В ней запечатлена история.

Владимир Рахманов, архитектор, реставратор: «Если вы внимательно поднимите взгляд на потолок, то на нем видны все временные наслоения 200-летней истории театра. Перед вами клееная лиственная порода на падугах, дальше идет горизонтальное сосновое заполнение потолка. Все это сделано вручную немеханическим способом».

Летний Каменноостровский театр как хороший артист обязан отлично звучать и грациозно двигаться. Мобильную конструкцию сцены и зрительного зала сегодня монтируют итальянские специалисты. Те же , что оборудовали зал Ла Скала.

Аркадиус Флесзар, начальник работ по монтажу сценического оборудования: «Этот зал необычен тем, что способен трансформироваться. Его можно будет приподнять под углом, а можно будет выровнять вровень со сценой, превратив в бальный».

Примерка костюма еще впереди. Обшивку здания, имитирующую каменную кладку, будут окрашивать, когда потеплеет. А пока подбирают нужный колер. В свое время Николай I предпочел цвет белой ночи.

Как известно, первый архитектор летнего Каменноостровского Шустов давал зданию 12-летнюю гарантию. Позднее архитектор Кавос обещал полвека без проблем. Современные проектировщики и подрядчики хором утверждают, что обновленный архитектурный шедевр сможет радовать потомков вечно.

Читайте также