Как поступают женщины

22.03.2010, 18:50

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге состоялась премьера одной из последних опер Моцарта.

В Петербурге премьера. Одну из последних опер Моцарта «Так поступают все женщины» поставил Молодой оперный театр. При создании произведения в XVIII веке у композитора возникла проблема с либретто. Критиков смущала его несерьезность.

В основу сюжета легла скандальная история, произошедшая в Вене. Но это был как раз тот случай, когда от предложения Моцарт не смог отказаться. Заказ композитору поступил от императора и оплачивался невероятно высоко.

Занимательный сюжет о невестах-изменницах, возрожденный в XXI веке, оценила корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

Клавесин — точная копия инструмента XVIII столетия, костюмы, сшитые по моде галантного века, и роскошные интерьеры Таврического дворца. Это ли не идеальные условия для урока в школе влюбленности? Именно такое словосочетание входило в полное название оперы Моцарта, больше известной нам под именем «Так поступают все женщины» (Cosi fan tutte).

Режиссер-постановщик Ольга Маликова долгое время отказывалась поступать, как все, игнорируя оперное наследие классика. Но этот шедевр позднего гения Моцарта, написанный по заказу императора Иосифа II, что называется, задел за живое. Историю о невестах-изменницах в XVIII веке называли скандальной, а в XXI поставили как гимн любви.

Ольга Маликова, режиссер: «Та, которая любила брюнета, полюбила его друга блондина. И наоборот. Поэтому это был моветон, А сейчас это нормально! И я полюбила Моцарта после оперы „Так поступают все женщины“. Я полюбила Моцарта так, что хотела бы еще что-нибудь поставить».

Любовью тут пропитана каждая нота, каждая мизансцена. Безупречный грим, тугой корсет. В XIX веке либретто оперы не единожды переписывали, дабы придать персонажам моральную устойчивость. Артисты Молодого оперного театра в купюрах не нуждаются.

Ольга Бузько, исполнительница партии Дорабеллы: «Мы там столько целуемся! Вы не представляете! Мы даже устаем это делать. Я не считала, но каждая раз десять, не меньше».

Михаил Голиков, дирижер: «Особенно когда хорошее декольте и сделанное со вкусом, оно не может не затрагивать какие-то струны души. И я вынужден быть подвластным этому обаянию. Но я не отвлекаюсь, потому что у меня есть свои музыканты в яме».

Известно, что Бетховен и Вагнер критиковали «Cosi fan tutte», но современные исполнители считают это произведение крайне интересным с профессиональной точки зрения. Оказывается, в финале после переодеваний и обмена партнерами торжествует не только любовь, но и музыкальная традиция.

Алексей Чувашов, исполнитель партии Гульельмо: «У Моцарта небольшой нелогизм получился по голосам. Сопрано обычно с тенором во всех операх, а меццо-сопрано с баритоном. А здесь получается, что сопрано с баритоном, и в итоге в конце они возвращаются к традициям. Сопрано уходит к тенору, а меццо к баритону».

Этот урок в школе влюбленности длится три академических часа с переменой-антрактом. Судя по влюбленным глазам публики, это достаточное время, чтобы понять: так поступают все женщины, так поступают все мужчины, так поступают все.

Читайте также