Европейский авиазаговор профсоюзов

20.03.2010, 19:11

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

Бортпроводники «Бритиш Эйрвейз» начали трехдневную забастовку. На очереди — «Эйр Франс», персонал которой решил бастовать на следующей неделе.

Сегодня десятки тысяч авиапассажиров, купивших билеты на рейсы «Бритиш Эйрвейз», спешно меняли планы. Бортпроводники одного из крупнейших авиаперевозчиков мира все-таки начали трехдневную забастовку. Неожиданностью она не стала, так как разногласия между профсоюзом и руководством компании обострились еще в ноябре.

Испытывающий серьезные финансовые трудности авиагигант решил заморозить зарплаты и сократить число бортпроводников на дальних рейсах — с 15 до 14 человек на самолет. Профсоюзу новшество, само собой, не понравилось. Бастовать собирались еще в Рождество, но тогда запретил Верховный суд.

Для Англии, как свидетельствует корреспондент НТВ Вадим Глускер, эта история — гораздо больше чем внутрикорпоративный спор.

То, что не удалось в Новый год, удалось накануне Пасхи. В результате сегодня бастуют 12 тысяч человек, а из 1950 рейсов «Бритиш Эйрвейз» (British Arways) отменила 1100. Так что многолетняя война профсоюзов с руководством авиакомпании достигла апогея. Все попытки мыслимых и немыслимых переговоров провалились.

Чтобы не допустить полного хаоса в воздухе «Бритиш Эйрвейз» заняла самолеты у других компаний и попросила выйти на работу резервных бортпроводников. Руководство авиаперевозчика заверило, что 65 процентов пассажиров все-таки смогут совершить запланированные полеты. Более того, постоянным клиентам и вовсе были направлены письма с уведомлениями в том, что авиакомпания выйдет из кризиса и преодолеет временные трудности.

Тони Вудли, секретарь профсоюза: «Компания не желает вести переговоры, все эти ястребы из совета директоров „Бритиш эйрвейз“ хотят войны с нами. А что остается? Я намерен поддерживать требования моих соратников».

Уилли Уолш, председатель правления авиакомпании «Бритиш Эйрвейз»: «Нет никаких ястребов в „Бритиш эйрвейз“. Единственное, что летает у нас в компании, это самолеты. И они продолжат летать, несмотря на забастовку».

Так вся Европа лишний раз доказывает, что профсоюзы здесь — реальная сила, но только в условиях кризиса уже далеко не движущая, а скорее разрушающая. Премьер-министру Гордону Брауну, особенно накануне парламентских выборов, очень бы помогла сейчас Маргарет Тэтчер.

25 назад Великобритания и вовсе оказалась на грани социального взрыва. Но тогда бастующих шахтеров поддерживали только в СССР. А победа правительства Тэтчер над шахтерами и вовсе изменила страну. Считалось даже, что получать дотации у государства унизительно.

«Бритиш Эйрвейз» и сейчас не просит у государства больше. Просто своими силами решить проблему уже невозможно. Бортпроводники, у которых средняя зарплата 4 тысячи долларов в месяц, не желают, чтобы ее заморозили. И это тоже понятно.

Сотрудник компании «Бритиш Эйрвейз»: «Атмосфера в компании сейчас очень натянутая. Мы, работники, должны держаться друг за друга и гнуть одну линию».

Авиакомпания и без забастовки находится в сложнейшем экономическом положении. Так, в 2009 году ее убытки составили порядка 600 миллионов долларов. Экономический кризис вынудил многих пассажиров путешествовать теперь бюджетными авиакомпаниями, да и обеспеченные люди предпочитают теперь летать авиаперевозчиками из стран Ближнего и Дальнего Востока.

Эти компании платят меньше своим сотрудникам, чем «Бритиш», «Люфтганза» (Lufthansa) или «Эйр Франс» (Air France), но сервис предоставляют в разы лучший, чем европейские авиагиганты. А сегодняшняя забастовка и вовсе ставит будущее подобных национальных авиаперевозчиков под большой вопрос.

Это уже напоминает европейскую круговую поруку. Окончательное решение бастовать персонал британской авиакомпании принял после забастовки своих коллег в немецкой «Люфтганзе» в феврале. А теперь после успеха англичан очередь за французами — четырехдневная забастовка персонала авиакомпании «Эйр Франс».

Вообще экономический кризис только усилил европейское профсоюзное движение. И многие политологи не исключают ситуацию, что профсоюзы снова возьмут в Европе власть, как это уже было в 70–80-е годы прошлого века.

Читайте также