«Три кита» доплыли до приговора

19.03.2010, 19:01

Видео программы «Сегодня»

Сегодня в Наро-Фоминском городском суде начали оглашать приговор по одному из самых долгих, запутанных и скандальных дел современной России, имя которому дал мебельный центр «Три кита».

Сегодня в Наро-Фоминском городском суде начали оглашать приговор по одному из самых долгих, запутанных и скандальных дел современной России, имя которому дал мебельный центр «Три кита». Там продавали контрабандный товар, ввезенный под самым высоким покровительством.

Сегодня виновными признаны все подсудимые, в том числе и владелец мебельных центров Сергей Зуев. Дело против него возбудили аж девять лет назад, и все это время события вокруг «Трех китов» напоминали лихо закрученный детектив. Следователей, ведущих дело, увольняли и судили. Затем должностей лишались сами судьи и крупные чины из правоохранительных органов, пытавшиеся повлиять на ход следствия.

Корреспондент НТВ Николай Захаров о наступившей развязке.

Приговор о контрабанде мебели читали около двух часов. И с завершением рабочего дня в Наро-Фоминском суде слушания были перенесены на понедельник, хотя считается, что сама процедура может затянуться практически на неделю, ведь это одно из самых объемных в отечественной юриспруденции дел. Материал его занимает около 600 томов, так что можно представить себе толщину папки с приговором.

Он настолько длинный, что присутствующим в зале разрешили сесть. Обычно приговор слушают стоя. А сам текст судьи читали по очереди, вероятно, настраиваясь на долгую работу.

По делу торговых комплексов «Гранд» и «Три кита» — именно в них, по мнению суда, привозили и продавали контрабандную мебель из Европы — судят девятерых человек. Четверо из них уже четыре года под стражей. Главный обвиняемый, руководитель обоих гипермаркетов Сергей Зуев за это время отрастил волосы и бороду. Сегодня судья перечислил все, в чем обвиняют подсудимых.

Владимир Подкопаев, судья Наро-Фоминского городского суда: «Совершили контрабанду, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров с обманным использованием документов».

По мнению суда, все это группа из девяти человек совершала с 1999 по 2000 годы, когда ввезла в Россию мебели на 60 миллионов рублей. В документах значились подставные фирмы, а вес шкафов и диванов был занижен настолько, что мимо государственной таможенной кассы прошло около 20 миллионов рублей.

Первые обвинения в контрабанде прозвучали от Таможенного комитета в 2000 году. Расследование дела шло восемь лет и стало похоже на захватывающий детектив. Кто-то убивал свидетелей, убийц так и не нашли; следователи, которые вели дело, сами становились подследственными; а после того как материалы два раза на проверку брала Генеральная прокуратура, само дело по загадочным причинам, прекращалось.

Кирилл Полищук, адвокат Сергея Зуева: «Согласно обвинительному заключению, коммерсанты перемещали через таможенную границу некий товар. Тем не менее мы прекрасно понимаем, что без сотрудников таможни Евросоюза, без других высокопоставленных чиновников это было сделать нельзя. Но никто на скамье подсудимых не оказался, кроме коммерсантов».

Возобновили расследование только в 2006 году, когда его взял под контроль тогдашний президент России Владимир Путин, причем новые следственные действия совпали со сменой генерального прокурора России. Во время следствия потеряли свои посты несколько десятков высокопоставленных чиновников и силовиков. Их подозревали в связях с делом «Трех китов», правда, официально это не было подтверждено.

Отар Леладзе, адвокат Екатерины Леладзе: «Цель этого процесса — посадить Зуева, чтобы отобрать у него его собственность».

В ходе рассмотрения дела прошло около 200 заседаний. И некоторые участники процесса даже переехали в Наро-Фоминск, чтобы не тратить много времени на дорогу. Само рассмотрение дела было настолько длинным и изнурительным — а нужно было изучить сотни бухгалтерских документов, — что судьи уже заявили: после вынесения вердикта обязательно возьмут себе отпуск.

Оправдательного приговора здесь никто не ждет, и как именно накажут обвиняемых в контрабанде, будет известно уже в конце марта.

Читайте также