Работать, строить и не ныть…

17.03.2010, 19:22

Видео программы «Сегодня»

В Третьяковской галерее открылась ретроспектива картин Александра Дейнеки.

С сегодняшнего дня в Третьяковской галерее можно было любоваться знакомыми по школьным учебникам счастливыми спортсменами, сильными тружениками и радостными колхозницами. Ретроспективу Александра Дейнеки назвали «Работать, строить и не ныть» — по фразе с его плаката 30-х годов.

Дальше в тексте было так: «Нам к новой жизни путь указан…/ Атлетом можешь ты не быть,/ но физкультурником — обязан». Создавая картины вроде «Стахановцы — славные люди страны Советов» Дейнека всегда считался художником настроения, которое раньше называли задором, а сейчас — позитивом.

Хотя, по свидетельству корреспондента НТВ Сергея Морозова, в картины Дейнеки просто плохо вглядывались.

Выставку открывал парад физкультурников, как в 30-е годы, только участники тайком хихикали. А попробовали бы они тогда похихикать! Если смотреть на вещи без революционного пафоса, видно, что гимнасты — это просто люди, а Дейнека — никакой не соцреалист, а просто хороший мастер. Когда по Дейнеке не надо писать сочинение, он оказывается совершенно иным художником.

Ирина Лебедев, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: «Я думаю, что не одно поколение советских людей знает эту картину по учебникам. И здесь получается очень интересная ситуация. Для нас действительно такие хрестоматийные вещи, которые могут стать неким узнаваемым знаком для людей старшего поколения. Но нам хотелось, чтобы и молодежь смогла открыть для себя вообще что-то новое, но близкое».

Здесь собраны малоизвестные работы из частных собраний и провинциальных музеев. Впервые из запасников достали и отреставрировали совершенно необыкновенные полотна Дейнеки, где изображены запорожцы, амазонки и Никитка — первый летун.

На выставке видно, как много успел попробовать Дейнека. В ранних работах он напоминает раннего же Кандинского, Шагала, Лентулова, а позже не перестает экспериментировать с жанрами. Единственное, за что он не брался (честь ему и хвала), — это популярный жанр официального портрета. Он, конечно, написал одну картину с Лениным, но какую!

Корреспондент: «Я сначала подумал, что Ленин за рулем».
Елена Воронович, куратор выставки: «Это ключевое здесь, на мой взгляд. В картине нет какой-то страшной, бурной, непередаваемой радости по поводу пребывания вместе с вождем. Здесь пейзаж. Лето, тепло, машина, воздух и всех обдувает ветерок. И, в общем, это может быть Ленин на прогулке с детьми, а может быть кто-нибудь другой на прогулке с детьми, например, Дейнека на прогулке с детьми».

Да, он изображал советских спортсменов и рабочих, но сегодня в них виден не столько коммунистический энтузиазм, сколько увлечение Дейнеки Микеланджело или его склонность к драматическим композициям.

Интересно, как со временем от живописи отлетают посторонние смыслы. Так в картине «Донбасс», лишенной героизма, остаются лишь женские фигуры на фоне индустриального пейзажа, а в картине «Маяковский за работой» читается не поэт пролетарской революции, а просто решительный мужчина в тулупе, который что-то пишет на холсте.

Выставка показывает, что хотя Дейнека всегда был как бы на виду, в живописи он умудрялся сохранить очень личный взгляд. Вероятно поэтому, несмотря на официальное признание, так и не стал генералом от советской живописи. В нем всегда чувствовался авангардный запал 20-х, а бронзовеющая эпоха этого не любила.

Читайте также