Ленинград юрского периода

16.03.2010, 18:24

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Друзья и коллеги поздравляют с 75-летием Сергея Юрского. Актера, начинавшего свой неожиданный творческий путь на берегах Невы.

Сегодня отмечает юбилей один из самых любимых всеми актеров — Сергей Юрский. Народному артисту исполняется 75 лет. Несмотря на то, что последние 30 лет творчество Сергея Юрьевича связано с Москвой, свою карьеру он начинал в Петербурге.

Причем не только театральную на сцене БДТ, но и в кинематографе. Популярность пришла к Юрскому после выхода на экраны ленфильмовской картины «Республика ШКИД».

О юбиляре рассказывает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В архиве Театральной академии говорят, что личное дело такого артиста, даже если и положено спустя полвека сдавать на хранение, все равно бы не отдали. Сергей Юрский закончил институт с красным дипломом. Несмотря на то, что со второго курса разрывался между занятиями и сценой.

Евгения Чистякова, заведующая архивом Академии театрального искусства: «„Дирекция Большого драматического театра имени Горького просит разрешить совмещать работу с учебой студента Юрского на правах свободного расписания. На время подготовки сдачи экзаменов дирекция будет освобождать товарища Юрского от работы“».

Актером Сергей Юрский стал, благодаря цепочке случайностей. Сначала в университетском театре, учась на юридическом, подменил в «Ревизоре» ушедшего на большую сцену Игоря Горбачёва. А потом в БДТ после ухода Смоктуновского стал любимцем Товстоногова.

Владимир Татосов, народный артист России: «В 1956 году играли спектакль „Я, бабушка, Илико и Илларион“. Я играл молодого Зурико. Он играл моего деда и Копелян. Серёжа Юрский был моложе меня, а играл старика».

Этот фокус с возрастом, перевоплотиться в героя намного старше себя, актер проделывал задолго до фильма «Любовь и голуби».

Об импровизациях Юрского на сцене БДТ ходили легенды. На его спектакли ломилась публика, а 20 лет службы актера на этой сцене окрестили палеонтологическим термином «юрский период».

Это он придумал гостям расписываться на потолке гримерной. И бесконечные капустники, которые вели Татосов и Юрский. Правда, самые смешные и острые пародии были все же оставались для узкого круга.

Владимир Татосов, народный артист России: «А потом вдруг неожиданно: „Товарищи! Революция, о которой так долго, упорно, назойливо, безустанно говорили большевики, отменяется“. Вот таки выдавал перлы. И это в то время».

При этом коллеги и знатоки больше всего ценили в нем чтеца. Здесь Юрский-актер даже намеренно отступает перед Юрским-философом. Александр Белинский не переставал удивляться эксцентричности актера. Юрский в 50-х делал почти невозможные вещи.

Александр Белинский, народный артист России, режиссер: «Я сказал, что не хватает циркового номера. Премьера уже была близко. И он придумал сделать подкидные доски. Я сказал: „Серёжа, у меня нет ни одной мысли в голове“. Он пошел, взял два стула, встал на них, как на ходули, и изобразил кульбит. Он же очень хорошо знал цирк».

Отъезд Юрского в Москву, по словам его друзей, был также невозможен, как перенос Исаакиевского собора в столицу. Но у актера тогда обострились отношения с партийным руководством. Некоторое время даже действовал запрет на появление Юрского на телевидении.

Кроме того, Сергей Юрьевич уже попробовал себя в режиссуре, а Товстоногов, который не хотел терять гениального актера, это не поощрял. Он уехал в 78-м, закончив, наверное, самый удивительный ленинградский период жизни. Но, по собственному признанию, до сих пор наизусть помнит номер телефона своей коммуналки на Караванной.

Читайте также