Главное событие в мире фотографии

11.03.2010, 10:13

Видео программы «Сегодня»

В Москве в восьмой раз проходит фотобиеннале, в этом году — в рамках Года Франции в России.

В Москве в восьмой раз проходит фотобиеннале, в этом году — в рамках Года Франции в России. В крупнейших столичных галереях практически каждую неделю будут открываться новые экспозиции, где представят работы молодых авторов и классиков мирового фотоискусства. Продолжится выставка до конца июня.

Корреспондент НТВ Илья Бухтуев побывал в Музее современного искусства, где стартовал фотомарафон.

Фотобиеннале в Москве предлагает посетителям почти былинный выбор: налево пойдешь — работы лучших шведских художников увидишь, прямо — узнаешь все о международном фотофестивале в Арли, направо пойдешь — увидишь снимки, выполненные в уникальном стиле. При этом зритель ничего не теряет, а лишь приобретает.

Здесь можно получить представление о работах Леннарта Ульссона, большого оригинала. Всю свою жизнь, не отвлекаясь ни на что другое, он фотографировал… мосты. Сбоку, сверху и снизу, старые и новые.

Петер Остерлунд, куратор выставки «Десять фотографов»: «Почему так? Никто не знает. Форма мне нравится, я даже не знаю почему. Автор сам на этот вопрос не может ответить, только формой мостов любуется».

Ульссон, сделавший имя на мостах, и еще девять его коллег по цеху в 50-х годах в Швеции объединились в группу. За кем-то закрепилось право охотиться за знаменитостями. Считалось делом чести поймать Хемингуэя на следующий день после вручения Нобелевской премии, музицирующего Армстронга, Нуриева перед премьерой

Кто-то фиксировал новые явления. Стрип-шоу с мужскими затылками, которые здесь смотрятся выразительнее, чем лица; женские бои в грязи, не лишенные, впрочем, изящества. И, конечно, то, что по сей день именуется экзотикой — австралийских аборигенов, полярных медведей, сборщиков морских водорослей в Японии.

Роберт Вано — другого поля ягода. Он ни за кем никогда с камерой не бегал, необычных ракурсов не искал. Его Прагу (считается, что это самый фотогеничный город мира) никогда бы не заметили, но техника, которой пользуется Вано, открыла ему двери во все самые известные журналы мира. А то бы, глядишь, так и остался эмигрантом-парикмахером в Нью-Йорке.

Роберт Вано, фотограф: «При печати я использую платину и палладий. В результате снимки получаются слегка размытыми, с оттенком, как на старинных фотографиях. Техникой платиновой фотопечати сегодня никто не пользуется, и именно поэтому ею пользуюсь я».

Не пользуются, потому что это хлопотно и дорого. В конце XIX века, когда платина стоила копейки и еще не применялась в военных целях, снимки с ее помощью печатали многие. Теперь же Вано ездит в Америку (ведь только там можно купить нужную платину), а перед этим еще бегает по разным инстанциям с бумажками, объясняя, что платина нужна не для изготовления взрывчатки, а для печати фото.

Как профессионал Роберт Вано уже давно получил постоянный пропуск на самый известный международный фотофестиваль, который проводится на юге Франции. В Арль ежегодно устремляются те, чьими глазами мы видим мир.

Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии: «Арль — это дискуссии, это реальная возможность встретиться со всеми великим фотографами, увидеть тех, кто станет звездами завтра, пообщаться с директорами фотомузеев, фотокураторами, галеристами. И происходит это, как говорится, без галстука. Это абсолютно неформальная атмосфера».

Кто лучше снимет собаку на мостовой? А обнаженную женщину на пляже? В Арле, впрочем, можно и не участвовать во всех этих шуточных соревнованиях, а просто отдыхать. Об этом рассказывает одна из трех экспозиций.

Читайте также