«Стриж» надеется на новый самолет

02.03.2010, 16:17

Видео программы «Сегодня»

В Комсомольске-на-Амуре закрыли старейший авиаклуб. Его основателю Олегу Шевякову местные власти запретили учить детей. Единственная надежда конструктора — его новая разработка.

В Комсомольске-на-Амуре закрыли старейший авиаклуб. Его основателю Олегу Шевякову местные власти запретили учить детей. Единственная надежда конструктора — его новая разработка — легкий аппарат, способный взлетать с поверхности воды. Эта машина без особых проблем может добраться до самых труднодоступных мест, ею уже заинтересовались в МЧС. Запуск в промышленное производство позволит снова открыть музей авиации.

Репортаж корреспондента Дмитрия Андреянова специально для НТВ.

В крепких замках и хитрых запорах еще недавно не было необходимости. Не только двери, но и ворота гаражного бокса не запирались круглые сутки. В авиаклуб «Стриж» тянулись и взрослые, и дети.

Олег Шевяков, создатель авиаклуба: «У нас все: и сами летаем, и модели строим. У нас авиация со всех сторон».

Сейчас здесь не строят и не летают. Клуб закрыт. Его основателю авиаинженеру Олегу Шевякову запрещено заниматься с детьми, потому что у него нет педагогического образования. И на 30-м году существования «Стрижа» местная власть указала конструктору, что его гараж — неподходящее место для авиастроения.

Надежда Родионова, заместитель мэра г. Комскомольска-на-Амуре: «Порядок должен быть в дополнительном образовании, порядок. Это такой же урок, только дополнительного образования. Там должна быть программа, там должно быть все это учтено».

За последнее десятилетие Шевяков засыпал письмами городские и краевые инстанции, обращался в Москву. Он просил помочь хотя бы с помещением. Однажды глава района пошел навстречу — выделил просторную комнату в подростковом клубе, но власть быстро передумала.

Олег Шевяков, создатель авиаклуба: «Через неделю мне звонят, вахтерша говорит: „Олег Валентинович, прибегайте срочно, а то пропадут ваши ценности“. Вот все то, что я дал авиационному клубу — дельтапланы, аэросани, гидросамолет, мебель, — все это валялось на улице, все выбросили».

Расходные материалы и комплектующие авиастроители всегда приобретали за свой счет, строили на продажу мото- и дельтапланы, изредка появлялись меценаты. Дети занимались в кружках бесплатно, многие связали жизнь с большой авиацией.

В тесном гаражном боксе собрана вся история авиации города юности. Все эти модели действующие, они поднимались в воздух, а некоторые из них даже не имеют аналогов в мире, например, этот самолет. До сих пор считалось, что воздушные суда такого класса не могут подниматься с воды и приземляться на нее.

Оператор-любитель от волнения не успел снять первый взлет этого гибрида самолета-амфибии и вертолета. В КБ Шевякова нашли правильное техническое решение. Винтокрылая машина понравилась МЧС, лесоохране и другим таежным ведомствам.

Олег Шевяков, создатель авиаклуба: «Они говорят: нам бы такую машину, которая может садиться и на воду, и на землю. Потому что у нас Дальний Восток, вы взлетаете, под вами все блестит, всюду вода. Он нам, говорят, очень нужен. Сами спасатели это неоднократно говорили».

Шевякову предложили довести перспективную разработку до серийного производства. Инженер намерен использовать этот шанс. Когда первый летательный аппарат сойдет с конвейера, конструктор получит авторское вознаграждение. На него он рассчитывает восстановить клуб.

Читайте также