Балетные реликвии обрели Родину

27.02.2010, 18:38

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Фотографии и письма танцовщиков труппы Дягилева переданы в музей Вагановского училища.

Петербургу переданы уникальные документы известных танцовщиков дягилевской труппы. Тех самых, которые век назад, благодаря знаменитым «Русским сезонам» прославили отечественный балет.

Фотографии и письмо случайным образом попали в руки петербургской актрисе Ольге Обуховской несколько дней назад. Сегодня эти предметы пополнили экспозицию музея академии имени Вагановой.

Реликвии рассмотрел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Этой церемонии не было в официальных событиях года России во Франции. Но документы из русского дома под Парижем, которые привезли в академию Вагановой, говорят о невероятных переплетениях в судьбах танцовщиков. Актриса Ольга Обуховская выполнила волю одной русской балерины.

Ольга Обуховская, поэт, актриса: «Она очень хотела, чтобы фотография и письмо Антона Долина, а также снимки других танцовщиков, которые имели отношение к русской эмиграции, попали к себе на Родину в Санкт-Петербург. И мне приятно исполнить их волю».

Для сотрудников музея дар приятный, кроме того, воспитанники академии оказывается хорошо знают историю балерины Ольги Преображенской, которая так искренне и жизнерадостно улыбается со старой довоенной фотографии. И танцовщика Антона Долина, чье письмо на тонкой бумаге с личными данными с любопытством рассматривали вагановцы.

Учащиеся академии Вагановой: «Нам рассказывали об этих танцовщиках, показывали их фотографии. Костюмы».

Привезенные документы дополнят коллекцию вещей и фотографий танцовщиков труппы Дягилева. В собрании музея академии Вагановой есть концертные платья Ольги Преображенской, в которых балерина исполняла русский танец. Они тоже были переданы в дар и тоже из Франции. И в витрине еще одна фотография Ольги Преображенской, такой же улыбающейся.

Ольга Преображенская входила в четверку прим императорского театра, наравне с Карсавиной, Павловой и Кшесинской. Последней приписывают всевозможные козни. Матильда Феликсовна монополизировала яркие партии, в том числе и Лизу в «Тщетной предосторожности».

Татьяна Горина, специалист музея Академии русского балета имени А. Я. Вагановой: «Когда Лизу дали Преображенской танцевать, то вдруг оказалось, что во время исполнении вариации, клетки, где содержались курицы, были открыты. Курицы вышли из своих клеточек, стали прыгать по сцене Мариинского театра. И Преображенская вынуждена была среди этих кур закончить вариацию».

Хотя самой Кшесинской тогда в Петербурге не было. Удивительно, что, уже будучи в эмиграции, балерины не просто дружили, а старались поддержать друг друга. История с документами русских танцовщиков началась еще ХХ лет назад, когда Обуховская оказалась на гастролях в Париже вместе с артистами Мариинского.

Ольга Обуховская, поэт, актриса: «Я познакомилась с одной русской женщиной. Оказалось, что она очень давно живет в Париже и работает в старческом доме. Она какой-то период своей жизни работала медсестрой,. И у нее хороший веселый характер. Она со многими людьми дружила. И, в частности, она познакомилась с одной старой балериной, которая проживала одиноко и у которой никого не было».

Этой русской балериной оказалась Тамара Архипова, у которой и были личные вещи — фотография 1931 года Ольги Преображенской, подписанная неизвестному другу Сене. И письмо на английском последнего танцовщика Дягилева Антона Долина. Британец по происхождению, он взял по настоянию импресарио русские имя и фамилию. Вихрь событий ХХ века сегодня словно вернул обратно легкое перышко русского балета занесенного в далекую эмиграцию.

Читайте также