Звонки с неба по заоблачным ценам

20.02.2010, 19:16

Видео программы «Сегодня»

Важная новость для тех, кто даже на время не может остаться без мобильного телефона.

Важная новость для тех, кто даже на время не может остаться без мобильного телефона. Минкомсвязи сообщает, что примерно через полгода пассажиры двух крупных отечественных авиакомпаний смогут говорить по сотовому с борта самолета.

Первой в мире такую услугу ввела два года назад одна из арабских авиакомпаний. За ней вскоре последовали американцы. Однако на российских рейсах пока по-прежнему объявляют, что телефоны создают помехи навигационным устройствам. Что же изменится, а главное, сколько будет стоить звонок с неба, выяснил корреспондент НТВ Юрий Кучинский.

Мобильники в самолетах реабилитированы почти полностью. Почти — потому что перед взлетом и посадкой их, похоже, все равно попросят выключить. Пусть многие эксперты давно говорят, что никаких помех телефоны не создают, частоты у них другие, но миф упорно держится.

Олег Михайлов, руководитель департамента общественных связей авиакомпании: «Мы не ожидаем, что запрет на телефонные переговоры с Землей во время взлета и посадки будет снят, потому что в этот период полета происходит активный обмен информацией между экипажем и землей».

Доложить домой о том, что полет нормальный, можно будет после набора трех тысяч. Считается, что сбои в авионике ниже этой высоты для летчиков могут создать заметные проблемы. Ниже трех километров мобильная связь будет автоматически отключаться.

Эта такая перестраховка. Потому что специалисты Минсвязи долго изучали вопрос, но все же решили: небесные разговоры технически совершенно безопасны. Впрочем, аэрофобы оказались не единственными, кто требует молчания в воздухе. Нашлись сторонники в профессиональном сообществе.

Американский профсоюз стюардесс выступает решительно против мобильников на борту. Пассажиры, мол, без конца болтают, вместо того, чтобы слушать, как правильно надевать спасжилет и кислородную маску. А бесконечные разговоры раздражают других пассажиров, стюардессам сложнее поддерживать порядок в салоне. А вдруг нештатная ситуация, какой тогда вообще трезвон начнется. Впрочем, российские коллеги по цеху с такой проблемой вряд ли скоро столкнутся.

Звонок с неба, наверняка, долго будет привилегией пассажиров маленького салона бизнес-класса. Ведь даже если цена этих разговоров будет не заоблачной, то все равно достаточно высокой, чтобы там, в экономе, все тихо набирали СМС.

В воздухе сотовый телефон превращается в спутниковый. Специальная техника создает на борту сесть GSM. Оттуда сигнал идет на орбиту, спутник посылает его обратно вниз и дальше звонок попадает в обычные телефонные сети. Эта схема с обычной сотовой по цене сравняться не может по определению. Когда на заседании в Минсвязи зашел разговор о цене звонков, повисла неловкая пауза.

Игорь Щёголев, министр связи и массовых коммуникаций РФ: «Понятно, что там, где летают, это недешево. Это же вопрос количества абонентов. Если будет летать 2–3 самолета, то понятно, чтобы окупить затраты, а затраты немаленькие. Потом это оплата спутникового канала дополнительно, самолет через спутник все это на землю передает, а это всегда дорогая услуга».

В разных странах минута заоблачных разговоров стоит в среднем от пяти до 10 долларов. Чтобы достичь нижней планки, говорят операторы связи, нужно подключить к сети не менее 200 бортов, а это больше авиапарков даже крупнейших российских компаний.

То есть поговорить от души получится нескоро, да и вообще не у всех. Хотя связисты рассчитывают, что за любимых клиентов авиаперевозчики могут и сами заплатить. Как-нибудь по схеме: 100 миль на бонусной карте — бесплатная минута.

Элдар Разроев, генеральный директор компании, предоставляющей услуги связи: «Они же делают всевозможные программы лояльности. Клиент не хочет услуги для всех, на все случаи жизни. Он хочет услуги непосредственно для и себя для конкретной ситуации. Во всем мире так. Наверное, и у нас так будет».

Главная новость для неболтливых пассажиров — на цене билета новый сервис отразиться не должен. Так обещают сами авиаторы. Но тем, кто все же собирается звонить, стоит заранее подумать о том, хватит ли денег на счету, чтобы разговор не прервался на первом же «алло». На земле ведь могут испугаться.

Читайте также