Пиратские песни Бейонсе

17.02.2010, 19:08

Видео программы «Сегодня»

Проверка прокуратуры Москвы выявила, что на ноябрьском концерте звезды в спорткомплексе «Олимпийский» нарушались авторские права.

Сегодня стало известно, что американской певицей Бейонсе заинтересовалась прокуратура Москвы. Ее проверка выявила, что на ноябрьском концерте звезды в спорткомплексе «Олимпийский» нарушались авторские права — организаторы не получили разрешения на «публичное исполнение произведений».

На первый взгляд ситуация кажется парадоксальной: Бейонсе должна была заключить в России договор сама с собой. Но, по словам юристов, закон предусматривает именно это. Ведь кроме своих песен гастролерша исполняла и чужие — Майкла Джексона, например. Платить, впрочем, никто пока не хочет. Фирма, признанная организатором концерта, себя таковой не считает.

Корреспондент НТВ Сергей Морозов разбирался.

Бейонсе пела в Москве незаконно, считают в Российском авторском обществе. Причем касается это не только песен Майкла Джексона, но и ее собственных. Потому что, как написано в пресс-релизе, на исполнение даже своих песен она должна была приобрести лицензию в РАО, а этого сделано не было.

Наталья Аксёнова, главный специалист департамента сбора авторского вознаграждения общественной организации «Российское авторское общество»: «Поскольку Бейонсе является соавтором и помимо нее, например в одной песне, еще пять соавторов, всем этим людям организатор обязан выплатить авторское вознаграждение, чего, соответственно, на данный момент не произошло».

Бейонсе, вероятно, даже не знает о том, что в России не без ее участия нарушены в том числе и ее авторские права. Она передала защиту своих прав американскому агентству АСКАП, то в свою очередь РАО, и теперь РАО может потребовать от организаторов концерта от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Правда, возникает другой вопрос: кто они, эти организаторы? ООО «Анонс», на которое указывает РАО, отказывается от такой чести.

Сергей Чукин, генеральный директор ООО «Анонс»: «ООО „Анонс“ не имеет отношения к организации концерта Бейонсе. ООО „Анонс“ занималось только реализацией билетов. Все эти выдвинутые обвинения не являются оправданными».

Деньги, которые РАО собирается взыскать за незаконное исполнение Бейонсе песен Бейонсе, пойдут той же Бейонсе, а часть РАО собирается оставить себе. Ситуация, при которой музыканты должны через агентство получать лицензию на собственные песни, обычная для России. Можно, конечно, отказаться от ее услуг, но РАО — единственное уполномоченное агентство, и музыканты предпочитают не связываться.

Вадим Усков, генеральный директор юридической компании: «Когда-то же Стас Намин говорил о том, что, вы знаете, я недоволен вашими действиями, пожалуйста, не надо в моих интересах ничего совершать, я исключаю свои произведения из репертуара РАО. Тогда РАО разослало по всем радиостанциям и по всем телеканалам документ следующего содержания: вы можете исполнять произведения Стаса Намина, но все претензии по использованию его произведений вы должны с ним решать сами, а не с нами. И в этой ситуации музыка перестала звучать».

Как признают в Российском авторском обществе, Бейонсе не единственная, кто пел свои песни в нарушение закона, таких случаев немало. Но ее ситуация привлекает особое внимание: все-таки на концертах такого уровня авторское вознаграждение составляет миллионы.

Читайте также