Шедевр стиля по имени «Иудейка»

12.02.2010, 18:01

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Михайловском театре возвращают на сцену одну из самых заметных опер XIX века. Постановку осуществил французский режиссер Арно Бернар.

Долгожданная премьера в Михайловском театре Санкт-Петербурга. Спустя семь десятилетий на российскую сцену возвращается одна из самых заметных опер XIХ века — «Иудейка». Только в Париже ее ставили 560 раз.

У нас этот спектакль шел под разными названиями из-за политкорректности. Нынешней постановкой руководит француз Арно Бернар и это его первая опера на русской сцене.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Так эмоционально жестами режиссеру Арно Бернару приходится объяснять во время репетиции. Чтобы солисты хора двигались по сцене, не теряя темп.

Постановщик известен тем, что уделяет особое внимание игре и солистов, и второстепенных исполнителей, и даже мимансу. Главное для режиссера-француза — сохранить, как говорят, атмосферу гранд опера — большой оперы.

Арно Бернар, режиссер-постановщик оперы «Иудейка»: «Дело в том, что нужно именно сохранить атмосферу французской оперы, большой французской оперы. И ее нужно адаптировать для современного зрителя. Эта оперы была очень популярна во Франции в XIХ веке. И ее ставили с большим количеством участников, с балетом и животными».

Арно Бернар признался, что современную публику не удивить на сцене ни слонами, ни тиграми. Поэтому создал постановку в особом, выдержанном стиле.

«Иудейку» по праву считается шедевром большого стиля, который царил на оперной сцене в первой трети XIХ века. Театральные эффекты и зрелищность постановки порой преобладали над драматургической и музыкальной логикой. Арно Бернар постарался в постановке уравновесить и драматургию, и музыку, и оформление. Чтобы все соответствовало единому художественному стилю.

К сожалению, эта опера исчезла из репертуара российских театров на целых 70 лет. Одна из причин — сложнейшие вокальные партии. Если нет солистов, способных взять все верхние до, созданные композитором, нет смысла и создавать спектакль.

Петер Феранец, музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра: «Партия Леопольда, в которой он поет 12 до и даже высокие рэ. Партия очень сложная, и очень трудно найти исполнителей, которые исполнят эту партию. Потом Илиазар — сильная драматическая партия для тенора. Она очень насыщенная, эмоциональная».

Интересно, что действие оперы перенесено из XV века в 30-е годы XX. И сделано это создателями спектакля неслучайно. Именно узнаваемые элементы фашистского режима делают постановку такой актуальной сегодня.

Было время, когда «Иудейку» не исполняли как раз из-за табу на тему еврейского вопроса. Да и в наши дни пришлось поломать голову, под каким названием давать оперу.

В XIX веке на афишах это была «Жидовка», потом после революции «Дочь кардинала». Сегодня с французского «Ля Жуив» перевели политкорректно — «Иудейка». Но все-таки главное, что опера с такой красивой музыкой вернулась на сцену.

Читайте также