Лестница в авангард

09.02.2010, 15:27

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Ленинградские авангардисты отмечают юбилей масштабной выставкой в ЦВЗ «Манеж».

Ленинградские авангардисты отмечают юбилей. В 1974-м в Союзе художников образовалось так называемое левое крыло — «Лестница». В него вошли восемь авторов, не желавших работать в идеологически верном тогда каноне соцреализма. В Манеже открылась большая групповая выставка.

На открытии побывал корреспондент НТВ Константин Борошнев.

О провокационности этих полотен и скульптур сегодня говорит, пожалуй, только время их создания. В остальном — вполне себе традиционное искусство с единственной оговоркой: авторы у них — советские и работали они 35 лет назад.

35 лет назад участники «Лестницы» о таком даже и подумать бы не могли. Главная экспозиционная площадка города — и целиком для их персональной выставки. Тогда, в 75-м, самое большее, на что мог рассчитывать зарождавшийся ленинградский авангард — это скромные вернисажи дома у друзей. И не более того.

Первую групповую выставку они ждали шесть долгих лет. В 75-м, как и полагалось в Союзе художников, собрали работы, подали заявку. Но лишь в 81-м это новое тогда искусство получило «зеленый свет». Да и то только на бумаге.

Любовь Добашина, художник: «Первую выставку собрали, развесили афиши и перед залом, и по всему городу. Собрался народ и ее не открыли. Только после того, как началась перестройка и пошли послабления, открыли в 88-м году».

Многие современные исследователи любят повторять: мол, участники «Лестницы» объединили в своем творчестве романтику оттепели с приемами очень смутно им знакомого авангарда. Понятно, что получавшееся у художников, волей не волей шло тогда в разрез с официальной линией. И вызывающе отличалось от общепринятого социалистического реализма. Но никакого политического подтекста, как утверждают сами авторы, в их работах не было.

Алексей Заславский, художник: «Проблема формы собственно и была антисоцреалистическая. Как сделать хорошую картину или хороший графический лист — это подчас и значило выйти за пределы соцреализма. Понимаете?»

Этой выставки в Манеже они ждали долго. Даже слишком долго, как выяснилось на открытии. Один из постоянных участников «Лестницы» — художник Семён Белый сегодня утром скончался, так и не увидев свои работы. Очень ироничный и яркий соцарт — рядом с работами самых близких друзей и соратников.

Читайте также