Домашний арест превратился в реалити-шоу

06.02.2010, 08:10

Видео программы «Сегодня»

В Татарстане впервые осудили человека, применив новое для России наказание — домашний арест.

В Татарстане впервые осудили человека, применив новое для России наказание — домашний арест. Эта мера ограничения свободы стала возможна с января.

Корреспондент НТВ Сергей Савин узнал о жизни в условиях ограниченной свободы.

Начальник уголовно-исполнительной инспекции Талгат Байрамов собирается к своему VIP-клиенту — первому в Татарстане осужденному с формулировкой «ограничение свободы». Журналисты окрестили этот вид наказания домашним заключением.

Во время ссоры с односельчанином Илхам схватил тяпку и ударил того по голове. Суд постановил: полгода домашнего ареста. Теперь для него с 20:00 до 6:00 — комендантский час. В этот период находиться он может только дома.

Осуществляется постоянный контроль по телефону, за пределы района можно выезжать только с разрешения инспектора. На работе Илкама не задерживают ни на минуту. Для односельчан новый вид наказания на дому стал неким реалити-шоу под названием «Помоги ему перевоспитаться». Участвуют все — и руководство поселения, и бригадир на ферме, и заведующая клубом.

Сельский клуб — главный очаг культуры в деревне. Это место, где осужденный Илхам является персоной нон грата. Появляться здесь ему запрещено по решению суда, даже если попробует, его просто не пустят и тут же сообщат в милицию.

Никаких массовых мероприятий, что, впрочем, не означает, что нельзя пригласить шумную компанию к себе домой и посидеть за столом, что является правом на частную жизнь. Сам Илхам согласен на все.

По прогнозам Федеральной службы исполнения наказаний, только в этом году в России ожидается около 110 тысяч таких осужденных на дому. Это позволит разгрузить исправительные учреждения. В Татарстане таких — не менее тысячи человек, а это численность средней колонии.

За домовыми арестантами нужен глаз да глаз, точнее, браслет. Контролировать их перемещение должны при помощи электронного устройства и GPS-навигатора. Воронежский эксперимент с браслетами признали удачным и объявили, что альтернативные виды наказания будут внедряться параллельно с альтернативными методами контроля.

Потом оказалось, что цена импортного гаджета высока, а отечественные разработки только ведутся. Поэтому многие до сих пор с технологией знакомы лишь по рассказам и картинкам.

Рафаиль Давлеев, заместитель начальника Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан: «Я видел браслеты, в руках не держал, хотя в Москву звонил и попросил хотя бы один образец мне привезти. Хоть посмотрю, что это такое».

Подполковник Талгат Байрамов в модные гаджеты не верит, говорит, что во многих селах у жителей до сих пор даже телефонов нет.

Талгат Байрамов, начальник районной уголовно-исполнительной инспекции: «Возможно, другие приговоры будут, наверное, 10 человек осудят, может, больше. Без телефонов определенные трудности будут».

Расчет на проверенные, еще советские формы работы — общественный контроль и сельскую интеллигенцию. Идея с реалити-шоу, похоже, работает.

Читайте также