Новые правила поведения на дорогах

05.02.2010, 19:20

Видео программы «Сегодня»

С сегодняшнего дня вступил в силу документ, который по замыслу его создателей «должен улучшить отношения водителей с инспекторами ГИБДД».

С сегодняшнего дня вступил в силу документ, который по замыслу его создателей — а это Министерство внутренних дел — «должен улучшить отношения водителей с инспекторами ГИБДД». Речь идет о поправках в регламент работы Дорожно-патрульной службы.

Поправки разъясняют, что сотруднику ДПС делать можно и нужно, а что нельзя. Нельзя, например, составлять протокол о нарушении, если задержанный водитель — судья, депутат или дипломат, даже если он пьян и ехал на красный сигнал светофора.

Корреспондент НТВ Николай Захаров изучил новые правила поведения на дороге.

Ночь, улица, кусты, машина. Теперь такой сценарий в работе ДПС недопустим. Отныне милиционерам нельзя выходить на большую дорогу в темноту. Это требуют поправки к регламенту работы ГАИ. Даже в сумерках нести службу патруль может только в освещенном месте.

Вторая поправка: инспекторам нельзя скрываться в кустах. Машина ДПС должна стоять так, чтобы водители ее видели и могли исправиться, если, например, превысили допустимую скорость. Но на практике, уверены эксперты, этот запрет вряд ли даст право водителю не останавливаться при взмахе полосатого жезла.

Михаил Подорожанский, главный редактор издания «Авторевю»: «Ничто из этого не дает нам право не остановиться по требования сотрудника ГАИ. Даже если он находится в кустах, и вы не видели эту машину».

Если на милицейской машине установлена камера, фиксирующая скорость, то прятаться инспектору можно за поворотами или остановками. Или открыть багажник, чтобы не было видно синих полос на кузове. Новые поправки все это позволяют.

Новые поправки — это дополнения к старым, выпущенным в сентябре 2009-го. Но сейчас они рассекретили часть инструкций служебного пользования. Теперь нельзя остановить и оштрафовать водителя, даже если тот нарушил правила, если инспектор на машине без спецсигналов и спецрасцветки.

По стечению обстоятельств новые поправки вступили в силу после того, как заговорили о реформе МДВ. Предполагается, что в ее ходе число инспекторов ДПС уменьшится.

Михаил Подорожанский: «Сейчас им важно дать понять, что что-то происходит, что они на правильном пути, что они поддерживают порядок на дорогах, предотвращают какие-то правонарушения и так далее. Это не просто карательные функции. Я думаю, что в большей степени это такой пиар»..

Но даже если это и не пиар, то запомнят новые поправки наверняка. Они запрещают инспекторам штрафовать и отправлять на медосвидетельствование депутатов, членов избиркомов, судей, прокуроров и следователей Следственного комитета. Даже если они пьяны и проехали на недопустимой скорости на красный свет.

От официальных комментариев на этот счет милиционеры пока отказываются. Эксперты говорят: если раньше лица с особым статусом часто оставались безнаказанными, то теперь это закреплено законодательно.

Михаил Подорожанский: «Это означает, что инспектор по-прежнему бесправен. А значит, есть риск того, что пьяный прокурор или судья поедет дальше, что он в таком состоянии может натворить дел, включая человеческие жертвы. Этот вопрос по-прежнему остается открытым и актуальным».

В поправках указано, что если, например, депутат, управляющий машиной, пьян, инспектор не должен допустить, чтобы он поехал дальше. Правда, не сказано, как это делать.

После вступления в силу нового регламента сами милиционеры предложили: или создать специальное подразделение ГАИ, которое имело бы право штрафовать прокуроров, депутатов и других водителей с особым статусом, или снабдить машины, на которых они передвигаются, какими-нибудь специальными знаками. Чтобы и сотрудники ДПС, и обычные граждане неприкасаемых могли видеть издалека.

Читайте также