Режиссер, который уважает партитуру

04.02.2010, 21:18

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Художественному руководителю театра «Санкт-Петербург-Опера» Юрию Александрову — 60.

Сегодня в консерватории чествуют Юрия Александрова. Невзирая на примету, музыканты решили поздравить народного артиста с юбилеем заранее.

Режиссеру-постановщику Мариинского театра, основателю и художественному руководителю камерного музыкального театра «Санкт-Петербург-Опера» 7 февраля исполнится 60 лет. Александров без преувеличения — всемирно известный режиссер. Его спектакли с успехом идут в Турции, Италии, Польше и США.

Юбиляра поздравил и корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Юрий Исаакович всем гостям с удовольствием демонстрирует собственный бюст в мраморе — торс из белоснежного каррара римской работы I века. Долгое время раритет хранился в гараже, пока режиссер не решил поступить, как во времена античности.

Тогда откалывали от бюстов головы старых правителей, чтобы заменить изваяниями новых. Александров нашел близкую по цвету мраморную голову Ленина. После косметической операции получилась скульптура, чем-то напоминающая Нерона.

Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург-опера»: «Так что тут Ленин присутствует каким-то образом в моей голове, сидит мое коммунистическое прошлое. Я член партии и не забывайте об этом. Я не выходил из нее и не сжигал партийный билет».

Стиль работы Александрова в театре — добровольная диктатура. Его трактовка «Бориса Годунова» может привести в восторг зрителей, а критику в трепет. Ведь он ставил не просто о власти, о Ельцине.

На небольшой площадке «Санкт-Петербург-опера» режиссер способен обойтись без массовых сцен даже в масштабной опере. И освоить пространство античного театра «Арена ди Верона» для «Турандот».

Его постановки известны театральному миру от Астаны до Нью-Йорка. Александров обладает не просто собственным видением. Он умеет словно поймать и удержать в режиссерских руках музыку великих. Даже антикварные вещи в гостиной чувствуют найденный ход. Часы XVIII века, ровесники Моцарта, подсказали нетривиальное решение «Дон Жуана».

Юрий Александров, народный артист России: «Когда я на это произведение посмотрел с другой стороны, оно заиграло и часы заходили. Я думаю здесь есть связь между часами — ход времени. Еще Моцарт — композитор времени. Он очень чуток, я слышу часики в его ритмах».

«Интермеццо» Брамса — любимая тема. Сначала Юрий Исаакович закончил консерваторию по классу фортепиано. Принцип его оперной режиссуры — уважение к партитуре. Тогда постановка изначально пойдет от музыки, а не от модных сегодня фокусов. Хотя изобретать на сцене Александрова тоже учили.

Юрий Александров, народный артист России: «Ты должен придумать так, чтобы слоны по потолку бегали. Потом слоны превратятся в мух, потолок опустится. То есть постановка спектакля — это лишение иллюзий. Потому что в мозгу напридумываешь массу вещей и потом в финале такая мизансцена. Режиссер после успешной премьеры отправляется на крест».

Христианский сюжет «Снятие с креста» Александров в шутку проецирует на превратности режиссерской судьбы. И речь не о какой-то особой миссии художника. Просто чтобы доказать певцам, оркестру, а главное публике свою правоту, тоже требуется самоотречение.

Читайте также