Древнерусские шедевры шокируют французов

03.02.2010, 10:13

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня»

Музеи Петербурга готовятся к грандиозной выставке, которую открывают в Лувре.

Музеи Петербурга в эти дни готовятся к грандиозной выставке, которую открывают в Лувре. В Париж привезут около сотни экспонатов.

Перед отправкой во Францию на них взглянул корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Роскошное внутреннее убранство Смольного собора впервые увидят в Париже. Растрелли не успел выполнить задуманный им интерьер, как и построить 140-метровую колокольню ансамбля Смольного монастыря.

Но для наглядной демонстрации своего замысла Елизавете Петровне зодчий лично воплотил в миниатюре самое высокое на тот момент в мире сооружение. Перед отправкой в Лувр реставратор Павел Александров проверяет комплектность. Башня разобрана на несколько частей.

Павел Александров, реставратор научно-исследовательского музея Российской академии художеств: «Вот сюда устанавливается купол из трех составляющих, плюс четвертый купол и крест устанавливаются отдельно».

Представителям Юнеско в Париже будет любопытно узнать, какие амбиции в XVIII веке заставляли говорить о городской доминанте почти в том же месте, которое стало предметом споров в XXI.

Екатерина Савинова, хранитель научно-исследовательского музея Российской академии художеств: «Башня была заказана императрицей. И было приказано построить башню выше кремлевской. Ее высота должна была быть 140 метров. Такое крупное архитектурное сооружение было дорогостоящим и строилось много лет. Пока оно строилось и императоры менялись, наступали событие, которые мешали воплотить замысел».

Считается, что первоначальному замыслу помешала русско-турецкая война и приход к власти Екатерины, которая отдавала предпочтение классицизму. Но именно в Смольном монастыре великий Растрелли смог соединить западный стиль барокко и русскую архитектурную традицию — пятивершие.

Поэтому модель идеально вписывается в концепцию выставки «Санте Рюсси» — «Святая Русь», русское искусство с древности до петровских времен. Хоть и создавался ансамбль уже при дочери императора, но ведь новая архитектура появилась именно благодаря Петру.

В Русском музее не менее тщательно упаковывают памятники древнерусского искусства. В Париж планируют отправить иконы, ювелирные изделия, церковную утварь. И все это XI-XVII веков. Ответственность колоссальная. Вместе с ценнейшими экспонатами, такими как «Собор архангела Михаила», в Париж отправятся реставраторы. За упаковкой наблюдают хранители музея.

Татьяна Петренко, хранитель отдела древнерусского искусства Русского музея: «Упаковывается древнейшая икона XII века — „Собор архангела Михаила“. Она одна из самых сложных. Поэтому сложно и упаковывать. С двух сторон сделаны специальные длинные основания, чтобы древняя икона плотно лежала».

Уже упакованы «Царские врата», известные специалистам как лихачёвские. Созданы в первой трети XIV века из медного сплава и золота и, прежде всего, знамениты отделкой.

Евгения Петрова, заместитель директора по научной работе Русского музея: «В данном случае там есть очерковый рисунок, сделанный золотом и чернью. Это особая, редкая техника. Это, конечно, уникальное произведение и, думаю, для французов это будет шок».

Многие экспонаты, которые готовятся в петербургских музеях, будут представлены в Париже впервые. Как икона архангела Михаила и модель Смольного собора. Специалисты Русского музея отвечают за отправку 90 предметов. Ценности предоставили из собственной коллекции, а также из музеев Вологды, Пскова, Новгорода. Каждый из подобных экспонатов без преувеличения можно назвать шедевром древнерусского искусства.

Читайте также