«Святая Русь» едет в Лувр

02.02.2010, 21:37

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургские музеи готовятся к грандиозной выставке, которая уже через месяц откроется в самом известном музее Франции.

Петербургские музеи готовятся к грандиозной выставке, которая уже через месяц откроется в Лувре. Из Северо-запада в Париж отправят около 100 ценнейших экспонатов древнерусского искусства. Это иконы, скульптуры, монеты и ювелирные украшения.

Что решили представить на экспозиции Русский музей и Академия художеств, увидел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В Екатерининском зале Академии художеств тщательно готовятся к перевозке одного из самых ценных экспонатов. В Лувр отправляют модель Смольного монастыря. 92 исторических элемента общим весом в полтонны должны перевезти в 15 ящиках.

Смольный в миниатюре работы самого Растрелли идеально вписывается в концепцию выставки «Святая Русь» — русское искусство с древнейших времен до петровской эпохи. Великий итальянец смог соединить западный стиль барокко и русскую церковную архитектурную традицию пятивершия. Но модель отличается от оригинала.

Екатерина Савинова, хранитель архитектурных моделей и графики музея Академии художеств: «Модели делались такими красивыми, как модель Смольного монастыря, потому что нужно было заслужить право построить это сооружение и показать императору, чтобы ему понравилось. И как раз башня была заказана императрицей. Растрелли было приказано построить башню обязательно выше кремлевской».

Сработанная для Елизаветы Петровны уменьшенная копия будущего собора имеет и доминанту в 140 метров. Сейчас непостроенную башню можно увидеть лишь в разобранном виде и в разных залах.

Павел Александров, реставратор музея Академии художеств: «Колокольня состоит из трех частей. Это нижняя часть с двумя звонницами, средняя и затем идет круглая подкупольная башня, сам купол и крест, который устанавливается дополнительно».

Париж увидит то, что не удалось осуществить по нескольким причинам. Русско-турецкая война и смерть императрицы не позволили завершить первоначальный замысел.

В отделе упаковки Русского музея сегодня работают совместно со специалистами по перевозке экспонатов и реставраторы, и хранители. Еще бы, во Францию впервые необходимо переправить настоящий шедевр древнерусского искусства — икону суздальской школы.

Татьяна Петренко, хранитель отдела древнерусского искусства Русского музея: «Упаковывается древнейшая икона XII века из собора Архангела Михаила. Она одна из самых сложных. Поэтому сложно и упаковывать. С двух сторон сделаны специальные длинные основания, чтобы древняя икона плотно лежала».

Конечно, волнение специалистов можно объяснить. Любое перемещение раритетов — большая ответственность. А в этот раз Русский музей отвечает не только за свои экспонаты, а за коллекции со всего Северо-запада.

Евгения Петрова, заместитель директора по научной работе Русского музея: «В целом, мы отправляем около 90 памятников. Это север, Псков, Кирилл-Белозерск, Новгород. Такие вокруг Петербурга города. Всем остальным занимается Москва. Но это довольно много памятников очень хороших из выдающихся».

Перевозка экспонатов осуществляется в таких специальных ящиках. Это особые контейнеры, которые позволяют сохранить привычные климатические условия и избегать резкого перепада температур. Это в случае, если в машине сломается система кондиционирования. Излишне говорить, что ящики спроектированы таким образом, чтоб исключается малейшее механическое воздействие на хрупкие реликвии.

Читайте также