Видео программы «Сегодня»
В Ростовской области вспомнили один из самых драматических эпизодов в истории России XX века.
В Ростовской области вспомнили один из самых драматических эпизодов в истории России XX века. Там реконструировали битву красных и белых в начале Гражданской войны. Бой проходил именно в этом месте. Форму и оружие постарались воспроизвести с точностью, даже задействовали в сражении реального участника тех событий.
На передовой побывал корреспондент НТВ Михаил Антропов.
Эта война, скорее всего, так и начиналась мирные песни вернувшихся с фронта казаков, слухи о событиях в Петрограде и еще первые красные знамена, непривычные в то время для тихого Дона.
Первый
Участник реконструкции: «Это для того, чтобы пристегнуть оружие, и кобура могла использоваться как приклад. Практически до тысячи метров можно было вести огонь».
Пестрая палитра обмундирования отступление от исторической достоверности, но так расклад сил в Гражданскую предстает наглядно. На самом же деле, в первые дни войны противники внешне почти не отличались друг от друга.
Юрий Казак, участник реконструкции: «По декрету Совнаркома, 15 дней существует красная армия. Всего 15 дней. Фактически люди были в одинаковой форме русской императорской армии. Только что красные бойцы в основном поснимали погоны и кокарды».
Основные силы конница и пехота. Бронированная машина для того времени верх технического совершенства. Во время очередной атаки казакам удается отбить броневик. Флаг победителей немедленно водружают на башню.
Этот броневик не просто яркий фрагмент исторической реконструкции, он реальный участник Гражданской войны. Его удалось восстановить и поставить на ход. Достоверно известна и история этой боевой машины. Она трижды переходила из рук в руки, от «красных» к «белым» и обратно. Менялось ее название: «Черные ворон», «Генерал Марков» и последнее «Товарищ Свердлов».
В реальном бою зимой 1918 года перевес сил был на стороне красных. Все закончилось было перемирием, но в итоге белых офицеров, сдавших оружие, красноармейцы казнили. Считается, что именно после этой казни братоубийственная война, которая продолжалась два года, стала неизбежностью.