Дорогое увлечение короля Хусейна

30.01.2010, 20:37

Видео программы «Сегодня»

Личная коллекция бывшего короля Иордании Хуссейна I расположилась на пяти тысячах квадратных метров.

Личная коллекция бывшего короля Иордании Хуссейна I, а это более 60 автомобилей, расположилась на пяти тысячах квадратных метров. Это один из самых больших в мире частных гаражей.

По представленным в музее раритетам можно изучать историю страны. Если для европейцев собранные там автомобили — не более чем экспонаты, то жители Иордании относятся к ним совсем иначе. Страсть короля к роскошным машинам стала частью национальной гордости.

Корреспондент НТВ Владислав Сорокин впечатлился.

У иорданского короля Хусейна I, в отличие от других ближневосточных правителей, была страсть не к лошадям, а к лошадиным силам.

Экскурсовод: «На „Форде“ (Ford) 1950 года король учился ездить. Ему было тогда 15 лет. А на этой машине он ехал в день своей коронации».

На этой машине он встречал гостей, на этой — выезжал в город, причем непременно сидя на крыше, а на немецкой амфибии король Хусейн катал дорогих гостей по Красному морю. От обилия блестящих автомобилей в музее голова может пойти кругом. Кажется, что в королевском гараже есть средство передвижения для любого повода.

Попали в музей и редкие экземпляры. Например, «Корд» (Cord) — был на рынке и такой бренд. Это первый в мире автомобиль с электрическим механизмом переключения передач, вакуумной тормозной системой и выдвигающимися фарами: одна — со стороны водителя, другая — со стороны пассажира. Это чудо 1936 года король и принцесса Муна получили в подарок на свадьбу.

Из рассказа экскурсовода выходит, что роскошные презенты в королевской жизни были делом обычным. Будучи еще тинейджером Хусейн получил «Кадиллак» (Cadillac) от президента Эйзенхауэра.

Рамаз Абаза 15 лет проработал электриком в гараже короля. Он обязан был разбираться в каждой машине, не важно «Бьюик» (Buick) это из 50-х или «Порш» (Porsche) 90-х. Он и в музее продолжает следить за состоянием аккумуляторов и двигателей. Все экспонаты — на ходу, вдруг нынешнему королю понадобится, к примеру, «Фантом-5».

Особое место в коллекции занимают мотоциклы, начиная с «ФН-а» 1916 года выпуска.

Рамаз Абаза, смотритель королевского автомобильного музея: «Вы должны были все время подкачивать бензин, перед поездкой и во время. А еще вас могло ударить током во время езды, потому что свечи тут ничем не прикрыты. Поэтому водителям приходилось надевать высокие резиновые или кожаные сапоги».

Но любимый мотоцикл — красный БМВ (BMW). На нем он, говорят, часто убегал от своей охраны. Король Хусейн был заядлым гонщиком и, кажется, не было в Иордании ралли, которое он пропустил. Семь раз выигрывал Гран-при.

Рамаз Абаза, смотритель королевского автомобильного музея: «Каждый раз перед гонкой он прикреплял камеру на бампер, а потом смотрел запись и разбирал свои ошибки. Он очень не любил, когда другие гонщики поддавались ему во время заездов. Король Хусейн был профессиональным спортсменом».

Увлечение Хусейна вместе с троном в конце XX века перешло к его сыну Абдулле. Правда, суперсовременные спорткары рядом с историческими раритетами как-то теряются. Сравните хотя бы новенькую «Бугатти» (Bugatti), разгон до сотни за 3,5 минуты, и четырехтонный бронированный «Мерседес» (Mercedes) 1943 года. Говорят, машину в свое время делали для Гитлера, но потом каким-то образом она попала в Иорданию. Выставь сейчас такую на аукцион и даже страшно представить, сколько нулей может оказаться в ценнике по итогам торгов.

Стоимость коллекции никто не может оценить: 50 миллионов долларов, 100, 200? При таком транжирстве, а по-другому и не скажешь, отношение к любому королю у жителей его страны было бы скорее настороженным. Но в Иордании все наоборот — короля Хусейна здесь очень любят. Может быть, потому что весь этот музей — настоящее воплощение иорданской мечты, Садишься за руль такого автомобиля, а в голове сразу: вот если бы я был королем.

Читайте также