Фронтовой грузовик проедет по маршруту Победы

26.01.2010, 20:36

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В одном из частных музеев Петербурга восстанавливают грузовик ЗИС-5. Он стал легендой в тылу и на передовой в годы Великой Отечественной войны.

Знаменитый «Захар» готовится принять участие в ретропробеге. Автомобиль, прошедший Великую Отечественную войну, восстанавливают в одном из частных музеев Петербурга. ЗИС-5 — надежда и опора советской армии.

Он работал и на передовой, и в тылу. Эвакуировали людей из блокадного Ленинграда, подвозили продукты и боеприпасы. Трехтонка оставалась в строю и после войны. Как сегодня восстанавливают ЗИС-5 1943 года выпуска?

Специальный репортаж корреспондента НТВ Виктора Черногуза.

Легенду Великой Отечественной восстанавливают в обычном боксе. Процесс идет сложно. Выкатить первый из грузовиков планировали 27 января, в День полного снятия блокады. Помешали морозы и тщательность в подходе. Детали на этих грузовиках почти все оригинальные. Выпуска 30-х годов прошлого века.

Алим Касымов, реставратор автомобилей: «Дней 20 уходит на один капот. Сложность в том, что этот металл из болот. Он потерял свои свойства. Его надо почистить, обработать и варить».

Здесь даже гайки и элементы крепления такие же, как на фронтовых ЗИСах. Большинство деталей вытащено из болот Новгородской области, где в начале 40-х шли ожесточенные бои с фашистами.

Из этих ржавых кусков теперь сваривают капоты, с их помощью восстанавливают подвеску и двигатель. ЗИС, над которым работают теперь, — редкая удача. Он благополучно пережил войну. И до 1990 года работал на одной из мебельных фабрик Пермской области.

Его владелец — Яков Лисин — проехал на грузовике больше четырех миллионов километров. И даже умудрился получить на машину техпаспорт, где так и написано: «Автомобиль ЗИС, год выпуска — 1943-й». При этом Лисин оказался весьма предусмотрительным водителем.

Сергей Демидовский, коллекционер ретроавтомобилей: «Где-то в 50-х годах детали с мотора, часть кабины, двери, стеклоподъемники и много-много запчастей просто аккуратно уложили. В том числе и „родной“ щиток приборов».

По современным меркам ЗИС — это кошмар для водителя. Нет гидроусилителя руля, слабые тормоза, никакого комфорта в кабине. Достаточно сказать, что водитель ехал прямо на бензобаке.

Печки — и это в морозной России — не предусмотрено. Водители прорубали моторный щиток и грелись теплом от двигателя. При этом сама попытка завести грузовик, а делалось это вручную, часто заканчивалась травмами.

Пётр Демидовский, коллекционер ретроавтомобилей: «Чтобы не сломать руку, нужно было браться за ручку снизу. Чтобы если ручку выбивало, она не повреждала руку водителя. Это было очень травматичное занятие. В автокатастрофах на ЗИСах пострадало меньше людей, чем от этой ручки».

Конкурент у ЗИСа по началу был только один — «ГАЗ-АА» — легендарная «полуторка», которая считается символом Великой Отечественной. Коллекционеры находят это не совсем справедливым: грузов ЗИС перевез больше и чаще использовался на опасных участках фронта. Впрочем, к концу войны оба советских грузовика оказались несколько в тени зарубежной лендлизовской техники.

Во дворе у коллекционеров Демидовских есть еще один сюрприз. Это легендарный «студебеккер». Их тысячами во время Великой Отечественной войны поставляли в Советский союз по ленд-лизу. Этот грузовик выпуска победного мая 1945 года. В Петербург он привезен из Новой Зеландии, где до последнего времени работал на местном аэродроме.

«Студебеккер» будет реставрировать сразу после ЗИСа, который обещают закончить к 23 февраля. Чтобы уже в мае отправиться на нем в автопробег по знакомому фронтовым грузовикам маршруту на Берлин.

Читайте также