Дубайское чудо разбилось о кризис

21.01.2010, 20:25

Видео программы «Сегодня»

В столице второго по величине арабского эмирата обостряется криминогенная обстановка.

В столице второго по величине арабского эмирата — Дубаи — сегодня опять грабили брошенные машины. Этот криминальный мелкий бизнес стал особенно популярным после того, как в бизнесе нормальном случился застой — из-за кризиса.

Масштабные стройки, на которых, по сути, и зижделось небывалое процветание небольшого региона, заморозили. Тысячи людей, трудившиеся над созданием искусственных островов для миллионеров, лишились возможности зарабатывать законным путем.

Корреспондент НТВ Антон Вольский узнал, где в такой ситуации искать островки стабильности.

Если стройки всегда были символом дубайского экономического чуда, то символом дубайского кризиса можно считать брошенные машины. Ими заставлены все городские парковки. Многие из них даже открыты. Их владельцы побросали свои машины и уехали за границу после того, как поняли, что просто не в состоянии расплатиться по кредиту.

Кризис по эмирату ударил сильнее, чем по другим странам. Или здесь просто заметнее. В Дубаи все должно было быть самым-самым: самый высокий небоскреб, в полтора раза выше Останкинской башни, самые большие стройки и самые большие искусственные острова.

Рафик Губаев, президент инвестиционной компании: «Сейчас мы плывем по заливу Дубай Марина. Нужно понимать, что ровно 5 лет назад, мы не то, что не могли бы здесь плыть, мы бы проезжали здесь на каком-то джипе по пустыне, понимаете?»

С воды Дубай похож на Манхэттен. Темпы строительства действительно впечатляют.

Юсуф Аксаёглу, генеральный директор строительной компании: «Мы возводим этаж в три дня. Это будет самая высокая гостиница в мире 425 метров».

Но многие стройки теперь заморожены. Еще больше так и остались проектами на бумаге. Те, кто начал строить до кризиса, считают себя счастливчиками.

Юсуф Аксаёглу, генеральный директор строительной компании: «Да, нам пришлось сократить расходы на рекламу, но мы не стали сокращать рабочих и снижать темпы строительства».

Падение цен на недвижимость, как и все, в Дубаи оказалось самым заметным в мире. В два раза. Это была пирамида, где правили посредники, покупая и продавая землю по несколько раз.

Рафик Губаев, президент инвестиционной компании: «Первоначальные продажи шли от 1000–1500 за квадратный метр. До кризиса в августе 2008 года цены дошли до 8–10 тысяч долларов за квадратный метр. Сегодня они упали до 3–4 тысяч».

Из всех арабских эмиратов, только Дубай не может похвастать запасами нефти. С начала образования государства экономика была сориентирована на международную торговлю и туризм.

Например, чтобы русскоговорящие туристы чувствовали себя как дома, для них даже открылась радиостанция. Этому бизнесу кризис оказался не помеха, потому что там, откуда едут радиослушатели, кризиса, судя по всему, нет.

Сергей Белянский, генеральный директор радиовещательной компании: «По данным, которые нам здесь предоставляют, русскоговорящих туристов тут порядка 2,5 миллиона в год».

Иностранцы в Дубаи составляют более 80 процентов. Здесь все создано для воплощения самых банальных мечтаний человечества: если квартира, то с видом на океан, вилла обязательно с личным спуском к воде. И пальма-то построена была не случайно. Из 15-километровой береговой линии сделали полторы тысячи километров пляжа. Поэтому, как и процветание, так и кризис здесь всегда будут концентрацией мировых тенденций.

Читайте также