Правительство Японии снова поможет JAL

19.01.2010, 17:08

Видео программы «Сегодня»

Возродить крупнейшего авиаперевозчика Японии обещают довольно скоро. Новое руководство заявило: в 2012-м перевозчик снова станет прибыльным.

Сегодня крупнейшая японская авиакомпания «Джапан Эйрлайнс» (Japan Airlines) объявила себя банкротом. Огромное предприятие, на котором работали почти 50 тысяч сотрудников, не выдержало многомесячных убытков.

Что теперь будет с одним из самых известных азиатских перевозчиков, пытался понять Иван Трушкин. Репортаж НТВ.

Банкротство «Джапан Эйрлайнс» очень похоже на историю падения другого гиганта, только не авиа, а автоиндустрии — «Дженерал Моторс» (General Motors). Тогда все тоже до последнего надеялись, что государство протянет щедрую руку помощи, и вытащит огромный частный бизнес из пропасти. Последние месяцы компания билась в финансовых судорогах, буквально умоляя государство спасти ее. Но японское правительство, как и американцы в случае с «Джи-эм» (JM), было неумолимо. «Джапан Эйрлайнс» и так за 10 лет трижды получала миллиардные субсидии от государства. Теперь путь только один — банкротство.

Хирофуми Хирано, генеральный секретарь правительства Японии: «„Джапан Эйрлайнс“ — частная компания. И банкротство — результат неверных действий топ-менеджеров и влияния экономического кризиса. Но этот провал пусть большой частной компании — для страны не катастрофа».

А вот уже после банкротства, когда компанию реструктурируют, государство помочь готово. Оно инвестирует в «Джал» (JAL) больше трех миллиардов долларов. Сменившееся руководство при этом уволит треть из 47 тысяч сотрудников и отменит неприбыльные внутренние рейсы. При этом пассажиры должны почувствовать минимальные неудобства

Сейдзи Маэхара, министр транспорта Японии: «Компания продолжит свою работу, как если бы ничего не случилось. Самолеты „Джал“ будут летать и дальше».

Сегодня перевозчик должен кредиторам больше 25 миллиардов долларов. И это притом, что рыночная стоимость «Джал» не превышает 150 миллионов. Для сравнения, это — цена одного нового «Боинга». Положение дел плачевно не только из-за пресловутого финансового кризиса. Пролететь мимо банкротства «ДЖал» не дал так называемый свиной грипп — люди стали меньше путешествовать, и крупнейшего перевозчика Японии не спасла даже народная любовь.

Исао Сасаки пассажир: «Я думаю, они недостаточно старались. Правительство их избаловало госпомощью».

Пассажирка: «Джапэн Эйрлайнс — флагман нашей авиации. Мне, как японке, очень жаль, что дела у них не очень».

История «Джал» неотделима от истории послевоенной Японии. Компанию создали в 51-м году. И из маленького государственного перевозчика она за полвека стала авиаисполином: 280 ее самолетов летают во все концы света. Возродить «Джал» обещают довольно скоро. Новое руководство заявило: в 2012-м перевозчик снова станет прибыльным.

Читайте также