У России новые права

15.01.2010, 14:27

Видео программы «Сегодня»

Госдума ратифицировала 14-й протокол к Европейской конвенции о защите прав человека, которая предусматривает реформу Страсбургского суда

Госдума ратифицировала 14-й протокол к Европейской конвенции о защите прав человека, которая предусматривает реформу Страсбургского суда. Документ был внесен в нижнюю палату еще три года назад, но тогда российский парламент отказался его принять. По мнению депутатов, в документе не были учтены интересы России.

Подробности — у корреспондента НТВ Дмитрия Новикова.

Ратификация необходимого и долгое время спорного 14-го протокола к Европейской конвенции по правам человека сегодня прошла в Госдуме, как говорится, без сучка, без задоринки. «За» проголосовали депутаты не только из «Единой России», но и большая часть депутатов, представляющих оппозицию.

14-й протокол предусматривает реформы Европейского суда по правам человека, в который вправе обращаться в том числе и граждане России, если на родине все попытки отстоять свою правоту в родных отечественных судебных инстанциях уже исчерпаны.

Три года, с ноября 2006 года, Россия держала паузу с ратификацией этого документа, поскольку после реформы Европейский суд наделялся правом проведения расследования в государстве-ответчике на начальной стадии рассмотрения судебных дел. Против такого прямолинейного подхода и возражали думцы все эти долги годы, не поддерживая ратификацию и тем самым фактически блокируя реформу суда в Страсбурге. Ведь если из 47 государств Совета Европы хоть одна страна выступает против, то любой протокол не может вступить в силу.

И вот буквально в последние месяцы компромисс с европейцами все же был достигнут. Суть его в том, что судебные дела, касающиеся России, будет рассматривать судебная коллегия, в состав которой обязательно войдет российский представитель.

Павел Крашенинников, председатель Комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству: «Комитет министров Совета Европы единогласно проголосовал и отреагировал на наше заявление, которое было в сентябре. Также у нас есть на сегодняшний день разъяснения Европейского суда по правам человека по этому протоколу. И, собственно говоря, наши опасения развеяны, наши позиции сблизились. Я думаю, что это пример конструктивного сотрудничества, когда стороны идут на сближение».

Если говорить о том, ради чего европейцы затеяли реформу Страсбургского суда по правам человека, то цель здесь одна — повышение быстроты и качества рассмотрения судебных дел. Уже подсчитано, что суд после изменения регламента будет работать на 30 процентов эффективнее.

Михаил Емельянов, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия»: «К сожалению, наша судебная система далека от совершенства. И в этом смысле участие в Страсбургском суде, если хотите, является неким внешним стимулом для совершенствования нашей судебной системы. Мы должны честно об этом говорить. Страсбургский суд стимулирует и дисциплинирует наших судей».

Сергей Решульский, первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме РФ: «Этим протоколом несколько модернизируется и упрощается работа самого европейского суда, который нисколько не будет влиять на те решения, которые будут приниматься этим судом».

Андрей Денисов, первый заместитель министра иностранных дел РФ: «Мы получили детальное и однозначное разъяснение относительно того, как будут применяться те или иные нормы. Это тоже позволяет снять нашу озабоченность. Вот об этом идет речь. Текст самого протокола не менялся и не мог измениться, потому что его подписали и ратифицировали 46 из 47 государств членов Совета Европы».

Еще один пункт в сегодняшней повестке дня — это рассмотрение в первом чтении законопроекта, продлевающего бесплатную приватизацию жилья для тех, кто по каким-либо причинам это все еще не успел сделать. Действующий закон разрешал подавать документы на приватизацию только до марта 2010 года, из-за чего в регионах появились очереди и многие люди боятся не успеть. Теперь же, чтобы успеть с приватизацией своего жилья, у граждан России будет еще три года.

Читайте также