Мастера проводили аплодисментами

14.01.2010, 17:33

Видео программы «Сегодня»

В Москве простились с человеком, который был «больше, чем джаз».

В Москве простились с человеком, который был «больше, чем джаз». Такими словами провожали в последний путь Георгия Гараняна — создателя ансамбля «Мелодия» и до последнего времени руководителя оркестра имени Олега Лундстрема.

Еще недавно Георгий Арамович сам стоял на сцене зала имени Чайковского, а сегодня музыка там звучала для него.

Репортаж корреспондента НТВ Юрия Кучинского.

В Концертном зале собрался настоящий биг-бэнд из родных, друзей и поклонников; по атмосфере все равно выходило, будто это совсем негромкое камерное мероприятие для самых близких. Для настоящих ценителей такой не массовой, не стадионной, такой замешанной на индивидуальности музыке, что в Стране Советов ее приходилось не столько играть, сколько за нее бороться.

Оркестры, в которых Гаранян начинал и продолжал после комплиментов, звучавших на Би-би-си (BBC) и «Голосе Америки», без конца разгоняли, но музыканты снова собирались и ставили свои джазовые эксперименты на слуховых рецепторах гурманов.

Михаил Козаков, народный артист России: «Упорно, вопреки многому отстаивали право этого великого искусства джаза в стране, которая не слишком-то принимала „музыку толстых“, извините за прямоту. Это музыка тонких, конечно».

Силу этого тонкого джаза Георгий Гаранян доказал еще в те годы. Его с коллегами позвали играть в ресторане «Националя», но вскоре поспешили выгнать. Джаз-банд едва не подорвал экономику советского заведения общепита.

Алексей Козлов, саксофонист, композитор: «Все, кто приходил, они ничего не заказывали, кроме минеральной воды. И группу просто уволили, поскольку ресторан начал терпеть убытки. Вот это был первый случай столкновения настоящего джаза с таким вот коммерческим ресторанным делом».

Громкое признание, по крайней мере, в узких кругах пришло в середине 70-х. Георгий Гаранян на фирме грамзаписи «Мелодия» собрал блестящий состав музыкантов. К ним в очередь выстраивались кинорежиссеры. Записать музыку с оркестром Гараняна — это была практически гарантия успеха картины. «Ирония судьбы», «12 стульев», «Покровские ворота» — десятки фильмов хранят в титрах его фамилию.

Немногие знают, что со временем Гаранян сам превратился в оркестр, а большую часть музыки записывал у себя дома в скромной совсем незвездной квартире полной книг, музыки и самой дружелюбной атмосферы.

Иосиф Кобзон, народный артист России: «Сейчас мы будем, будучи переполнены чувствами скорби, говорить о том, что имя Гараняна должен носить коллектив и краснодарский, и московский. Но самое главное, чтобы мы носили это имя в себе».

Читайте также