Сегодня ночью в Москве не стало художника Ильи Глазунова. Он умер от сердечной недостаточности в возрасте 87 лет. Монументальное полотно живописца «Мистерия XX века», написанное в конце 90-х , стало культовым. Мастер был полным кавалером ордена «За заслуги перед отечеством», а таких в стране чуть больше 30 человек. Отпевание Илья Глазунова пройдет во вторник в Богоявленском соборе Москвы.
Выражение «советский аристократ» кажется оксюмороном, но в XX веке встречалось и такое. Илья Глазунов и по рождению, и по воспитанию, и по взглядам никак не мог заниматься строительством коммунизма, однако, усвоив правила игры, внес в это дело свой немалый художественный вклад.
В юности он еще не понимал, как в Стране Советов должен выживать художник. За свою дипломную картину «Дороги войны», вроде бы каноническую по сюжету, но
Однако уже в хрущёвские и еще больше в брежневские годы Глазунов осознал, что ради успеха необходимо стать придворным художником. Он начинает писать бесконечную серию парадных портретов советских бонз и прогрессивных зарубежных товарищей, начиная от Брежнева и заканчивая Ганди, Кастро, Альенде. Все это приносит официальные лавры и советские привилегии выезды за границу, встречи с интересными, но не совсем правильными людьми Феллини, Висконти, папой римским. На такое космополитство официального гения органы закрывали глаза, а также на то, что он наряду с портретами пишет всякое пусть не анти-, но явно несоветское.
Как передает корреспондент НТВ Юрий Кучинский, в жизни Глазунова был период типичного эскапизма советской интеллигенции хождение в народ. Но деревенские виды это не битва за урожай румяных колхозников, а покосившиеся избушки, старики, обшарпанные церкви, то есть Россия, которую мы потеряли. И чем заметнее катилась к закату брежневская эпоха, тем больше появлялось в картинах Глазунова духовных скреп на основе православия, ностальгии по
Салават Щербаков, заведующий кафедрой Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова: «Это были новые поиски своего лица. И Глазунов был одним из первых, кто наперекор всему заявил об этом мировоззрении».
На Глазунова выстраивались такие очереди, которые не собирал никакой дефицит, выброшенный в магазине. Сам же он продолжал писать огромные полотна, которые можно было считать
Такое искусство для многих было откровением, для других эксплуатацией одной и той же темы со слишком уж простеньким символизмом. Однако же известно, что самые яростные споры вызывает только настоящее искусство, а в своих работах Глазунов вписывал актуальный контекст в классические традиции живописи. Современное искусство инсталляций и перформансов он открыто презирал.
Благодаря своему положению художник мог себе позволить и открытую, громкую общественную деятельность. Еще в
Сергей Андрияка, народный художник России: «Я считаю это гражданским подвигом, создал академию, в которой с огромным увлечением учатся ребята, можно гордиться сейчас многими выпускниками».
Александр Шилов, народный художник СССР: «Главная его заслуга, с моей точки зрения, в том, что он воспитывал подрастающее поколение в нужном направлении».
О Глазунове продолжают спорить, но так ведь он фигура явно монументальная, а большое видится на расстоянии.
Связанные новости
Читайте также
- В Москве прощаются с художником Ильёй Глазуновым
- Художника Илью Глазунова похоронят 11 июля на Новодевичьем кладбище
- Дочь художника Глазунова озвучила последнюю волю отца
- Светлану Светличную похоронили на Троекуровском кладбище
- Валерий Баринов и Прохор Шаляпин приехали проститься со Светличной
- Вдова Лёвкина: все произошло внезапно