Айрат Шавалиев рассказал свою историю-2009

08.01.2010, 20:20

Видео программы «Сегодня»

Наблюдавшие за многими событиями, журналисты НТВ составляют свою картину ушедшего года. В серии репортажей «Мой 2009» — история Айрата Шавалиева.

В эти дни в мире продолжают подводить итоги 2009-го, фиксируя для истории его главные события. Наблюдавшие за многими из них журналисты НТВ тоже составили свою картину ушедшего года. В серии репортажей «Мой 2009» наши коллеги рассказывают, каким он был лично для каждого, кто ежедневно ездил на съемки, оставляя впечатления от увиденного и услышанного за кадром.

Сегодня свои итоги года подводит корреспондент НТВ Айрат Шавалиев.

Мой 2009-й — это год от выборов до выборов: от драматичных иранских до более спокойных пока украинских. В начале года я наблюдал в Тегеране празднование 30-летия исламской революции. Восторг толпы мне и тогда показался не вполне искренним. А вернувшись в Иран через несколько месяцев, я убедился в том, что идеи исламской революции близки далеко не всем иранцам.

Впервые за долгие годы фундаментальный режим дал слабину: на выборах в Иране у действующего президента Ахмадинежада появился реальный конкурент. Сторонники оппозиционного кандидата Мусави, в основном молодежь, поверили в перемены. Такого массового эмоционального подъема я не наблюдал, пожалуй, никогда.

Чем выше были ожидания, тем страшнее оказалось разочарование. Победителем был снова признан Ахмадинежад. Сотни тысяч разочарованных вышли на улицы протестовать и строить баррикады. В ходе многодневных беспорядков погибли десятки люди.

Политическую ломку в 2009-м продолжали переживать и страны Восточной Европы. Польские власти по-прежнему борются с признаками или призраками прошлого.

Министр иностранных дел страны предложил снести символ Варшавы — высотку, подаренную Сталиным разрушенной немцами Польше. А польский парламент ввел уголовную ответственность за использование советских фуражек со звездой и маек с Че Геварой. Хозяева всех сувенирных лавок страны стали преступниками.

Продавец: «Раньше нельзя было продавать символы польской солидарности, преследовали за звезды Давида, теперь прицепились к серпу и молоту».

Главный коммунистический символ Варшавы был снесен еще в 89-м году. Раньше на месте памятника поэту Юлиушу Словацкому стоял Дзержинский, но, следуя логике нового закона, на Дзержинском останавливаться нельзя — нужно снести и советского вида здание, на которое смотрит памятник. И вообще, две трети Варшавы подлежит сносу, ведь город был почти полностью восстановлен после войны.

Еще одно эхо прошлого — история, которая показала, что чувство благодарности срока давности не имеет.

Меир Лау «Я пытался найти его всю жизнь. Я знал только мой спаситель — это Фёдор из Ростова и это все. В 89-ом году я даже был в Кремле и просил помочь тогдашнее руководство Советского Союза, но безуспешно».

Семилетний мальчик, польский еврей в январе 45-го оказался в концлагере Бухенвальд, почти без шанцев спастись. Но выжил благодаря советскому заключенному Фёдору из Ростова. Спаситель и спасенный пытались найти друг друга шесть десятилетий. Наша телекомпания в 2009-м помогла завершить эти поиски.

Меир Лау: «Если бы не их отец, не было бы меня и моих детей и внуков».

Сам Фёдор Михайличенко не дожил до встречи. Еврейский мальчик, а ныне раввин Меир Лау прилетел к дочерям Фёдора в Ростов, а потом пригласил их в Иерусалим, где гостей принимала и благодарила и большая семья раввина, и руководители Израиля.

Дочь Фёдора Михайличенко: «Мы никогда не думали, что за любовь к мальчику еврейскому так отзовутся с благодарностью сердца народа израильского».

Осенью мне пришлось осваивать новую политическую мову. Переезд в Киев совпал с началом предвыборной кампании на Украине. В борьбе за голоса не было пощады ни женщинам, ни детям. Кампания стартовала с грандиозного педофильского скандала. Символ счастливого детства «Артек» обвинили в организации борделя для известных украинских политиков.

Когда доказательств не нашли и артековский скандал тихо умер, на помощь политикам подоспел свиной грипп. Демонстрируя заботу об избирателях, кандидаты довели страну до невиданной истерии. Ответом на чрезмерную панику стал молодежный флешмоб — по Крещатику свинью гоняли.

Если замки на песке от кандидатов в президенты вызывают только раздражение, то песочные картины жительницы Евпатории Ксении Симоновой стали для многих эмоциональным потрясением года.

Техника живопись на песке придумана не Ксенией, но, в конце концов, холст и масло — тоже универсальные инструменты. Она пришла на украинское шоу талантов и с помощью такого зыбкого материала как песок смогла рассказать вечную историю. Ее ожившие картины войны заставили плакать и зрителей в зале и пользователей Интернета — на «Ютюбе» (Youtube) ее номер посмотрели миллионы человек.

Читайте также