Метрополитен завоевала космическая архитектура

30.12.2009, 15:01

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В реконструкции станций петербургского метро наметилась новая и смелая тенденция. На «Горьковской» приземлилась первая летающая тарелка.

Новая и смелая архитектурная тенденция появилась в Петербурге. Открылась станция метро «Горьковская», похожая на летающую тарелку, и вызвала почти такой же фурор, как если бы настоящий космический корабль приземлился на Петроградской стороне. Было скучное типовое сооружение советских времен. Стало — нечто сверкающее и обтекаемое, такие формы привычны для утопических фильмов про будущее.

Консервативные петербуржцы пока с сомнением глядят на розовый кратер, нависший над вестибюлем. Некоторые даже сердито называют станцию коровьей. Но придется привыкать. Вскоре «Электросила» и «Парк Победы» закроются на реконструкцию. И вполне возможно, после открытия будут выглядеть почти так же.

О тех, кто не боится рушить стереотипы в метродизайне, — корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

На лестнице по пути к архитектурному бюро «Суарт» все лампочки, лампочки, синенькие, желтенькие, так что когда доходишь до сверкающих чертежей «Горьковской», уже, в общем, привычно.

Александр Супоницкий, директор архитектурного бюро: «Уже давно хотелось создать новый образ транспортного сооружения XXI века».

Александр Супоницкий когда-то проектировал первый небоскреб в Тель-Авиве, удивлять не боится. На вопрос, о том, что общего между летающей тарелкой и Максимом Горьким, отвечает обстоятельно.

Говоря, что «Горьковская» — это название места, а не литературной достопримечательности. И что метрополитен, за которым явно будущее, учитывая пробки, заслужил иметь какой-то узнаваемый облик.

Главное, что сохранилось от станции метро «Горьковская», это, конечно, сам барельеф Алексея Максимовича. Правда, по его лицу достаточно сложно понять, как автор пьесы «На дне» относится к тому, что произошло наверху.

Внизу все по-прежнему: пассажиры ходят, поезда шумят. Так что люди, поднимаясь на эскалаторе и радуясь знакомой мелодии, вряд ли могут приготовить себя к неожиданности наверху.

Тимофей Бакай, руководитель проектных организаций: «Здесь вы видите некий арт-объект, который символизирует в нашем случае зарождающуюся планету, покрытую кратерами. Здесь мы хотели отразить что-то более-менее похожее на Луну».

Человек должен чувствовать себя, как в летающей тарелке. И сотрудники метрополитена уже должны были это понять, поскольку технические службы разместились по периметру здания наверху. Александр Супоницкий признается, что мультики про трансформеров не любит, но в реальной жизни явно бы с удовольствием в них поиграл.

Александр Супоницкий, директор архитектурного бюро «Суарт»: «Стилистика, которую пытался воплотить в жизнь, условно называю псевдокинетика. Мне казалось, что конструкции, которые сделали, работают от кнопки. Они начинают двигаться, менять свою форму».

Здесь тоже вроде все прочно и устойчиво. Листовой алюминий даже специально везли из Германии. Но при этом часть тарелки сможет раскрываться, чтобы раздвигать тельфер — подъемное устройство для ремонта эскалатора.

Теперь можно помечтать, что когда-нибудь, например, вестибюль «Петроградской» можно будет как игрушечный конструктор — разобрать и сделать чуть больше. Чтобы все выжили в часы пик.

Читайте также