Большой художник Большого театра

30.12.2009, 11:27

Видео программы «Сегодня»

В Москве открылась выставка художника-импрессиониста, который оставил в прямом смысле яркий след в истории Большого театра.

В Москве открылась выставка Константина Коровина — художника-импрессиониста, который оставил в прямом смысле яркий след в истории Большого театра. В конце XIX века спектакли на императорской сцене едва собирали половину зала, зрители считали постановки сухими и академичными.

Все изменилось, когда в Большом театре появился большой художник. На оперы и балеты публика пошла не только ради музыки, пения и танца. Совершенно невероятные для того времени костюмы и декорации критики поначалу называли не иначе как «безумными».

Корреспондент НТВ Анастасия Литвинова узнала о том, чем впечатлил зрителей знаменитый импрессионист.

Придя в Большой театр, Коровин совершил там настоящую театральную революцию. Балерины лишились пуантов и привычных балетных пачек, декорации известного импрессиониста тоже многим казались странными. Говорят, недоброжелатели подсыпали в краску художнику соль, чтобы они не сохли. Правда, историки уверяют: если кто-то и пытался портить декорации, это были единичные случаи, на работу великого художника они не повлияли.

Станислав Бенедиктов, театральный художник, народный художник России: «Вдруг приходит на сцену русский импрессионист со свободным мазком. Когда актеры видели это вблизи, они могли испытать шок. При детальном рассмотрении творчество Коровина казалось небрежным, но его фантазия позволяла увидеть, как это будет смотреться из зала».

Наряды тоже, казалось, мало подходят для классического балета. В 1900 году экстравагантные костюмы выглядели очень непривычно. «Как и что в них танцевать», — возмущались некоторые театралы.

Лидия Харина, директор музея Большого театра: «Костюм, сшитый к „Золотой рыбке“, представляет собой русский такой сарафан без привычной пачки из легкого тюля».

У спектаклей, над которыми работал Константин Коровин, успех был ошеломительный. И критика скоро сменилась восхищением, а сам Коровин стал главным художником Большого театра. Но в 1923 году он покинул Россию. Он уезжал с мыслью, что отправляется ненадолго, но обратно так и не смог вернуться, хотя его спектакли на сцене театра шли еще много лет.

Екатерина Устинова, доцент кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ: «Спектакли, поставленные по декорациям Коровина, с его костюмами, очень живописны. Это были роскошные музыкальные постановки с огромным количеством писаных декораций, с интереснейшими костюмами».

Коровин оформил десятки спектаклей, но на выставке много эскизов и всего шесть подлинных костюмов — это все, что осталось в Советском Союзе в 20–30-е годы XX века. Особой ценности в работах Коровина не видели, и когда представления убирали из репертуара, все декорации уничтожались — хранить было негде.

Тем не менее на выставке очень много платьев. Это работы студентов Школы-студии МХАТ. В балете «Снегурочка», например, им удалось воссоздать наряды всех действующих лиц.

Читайте также