Церковный киот как память о мастере

29.12.2009, 18:19

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Реставратор Янтарной комнаты Александр Журавлёв умер после разбойного нападения. Его последней работой стала искусная рамка для иконы Казанского собора.

В Петербурге скончался известный реставратор Александр Журавлёв. Неделю назад на него напали в подъезде, ударили по голове. Он умер в больнице, не приходя в сознание.

Лицо Анатолия Журавлёва знакомо немногим. Он всегда оставался в тени. Но его работы видел, наверное, каждый житель города. Это, к примеру, Янтарная комната в Царском Селе. Ее еще называют восьмым чудом света. А последнее творение мастера — киот для Казанского собора.

Репортаж корреспондента НТВ Константина Борошнева.

Как человека глубоко верующего в Казанском соборе Александра Журавлёва можно было встретить часто. Приходил помолиться, подумать и всегда просил благословения настоятеля на каждую новую работу. Незадолго до создания киота Журавлёв изготовил большой крест из яшмы для соборного престола, который сейчас в Казанском на реставрации.

Все произошло так, как Журавлёв мечтал. Пришли коллеги, родственники, церемонией установки руководил лично настоятель Казанского собора. Правда, сам мастер ничего этого уже не увидел. А слезы радости сменились слезами скорби.

Отец Павел, настоятель Казанского собора: «Был добрый человек, который помогал церкви. Он был мастер, золотые руки, прекрасный человек. И, наверное, трудно говорить о нем в прошедшем времени».

Его имя прозвучало на всю страну в конце 80-х, когда начались первые попытки воссоздания легендарной Янтарной комнаты. Журавлёв был вдохновителем проекта и единственным в мире хранителем древней техники окраски янтаря, который он будто чувствовал.

Александр Журавлёв, реставратор: «Мастер обошел все эти отверстия. Фактически камень сам продиктовал ему расположение всех этих фигур. По сути своей сохранен камень, традиция камнерезного искусства и какая-то тема. Тема Эллады в данной ситуации».

В специальных растворах, вываривая тонкие пластины камня, мастеру удалось полностью восстановить облик роскошного царскосельского кабинета. Ученики и последователи у Журавлёва, разумеется, были. Но рассказать обо всех тонкостях процесса он попросту не успел.

Артём Шалякин, начальник отдела развития компании по производству янтарных изделий: «Техника колорирования — окраски янтаря — ей владел только Александр Александрович. И теперь, боюсь, больше таких работ в мире не будет».

Коллеги до сих пор не находят ответа на вопрос, почему же он. Нелепая и случайная смерть оборвала жизнь человека невероятно интеллигентного и талантливого. Напоминают, о котором теперь лишь его последние творения.

Артём Шалякин, начальник отдела развития компании по производству янтарных изделий: «Панно „Русь“ — самая большая мозаичная картина из янтаря в мире. Сам Александр Александрович называл эту работу вершиной своего творчества».

Образ Великомученика Николая в журавлёвском киоте стал уже напоминанием о кончине и самого мастера, увековечив его в стенах любимого собора.

Читайте также