Музей религии расширяет буддийскую экспозицию

24.12.2009, 18:13

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На Почтамтской улице готовятся к открытию масштабной экспозиции, посвященной религиозной культуре Азии.

В музее истории религии готовятся к открытию масштабной выставки. В новом зале на Почтамтской улице в 2010 году расположится экспозиция «Буддизм и религии стран Южной, Центральной и Восточной Азии». Сейчас специалисты тщательно подбирают и восстанавливают те предметы, которые будут представлены на выставке, и приводят в порядок новое помещение.

О своих планах музейщики рассказали корреспонденту НТВ Алексею Кобылкову.

На макете экспозиции уже можно разглядеть будущих посетителей. Но они, в отличие от ярких экспонатов, внимания не привлекают.

Ольга Хижняк, ведущий научный сотрудник музея истории религии: «Если европеец попадает в буддистский храм впервые, у него кружится голова. Он себя чувствует, как в джунглях, от изобилия незнакомых объектов и образов. Поэтому мы даем облегченный вариант. В центре стоит скульптура Будды в теле свечения, рядом скульптуры архатов».

Пока что в этом зале совсем темно и совсем пусто. Но уже меньше, чем через год здесь появятся не просто экспонаты. Будет протекать речка, через нее будут перекинуты мостики и под шум воды можно будет с удовольствием зачитываться сутрами.

Большую часть экспонатов, посвященных религии Востока, не выставляли ни в Казанском соборе, где когда-то размещался музей, ни на Почтамтской. Но их история удивительна не только этим поздним выходом на авансцену. Ведь если часть вещей просто перешли сюда из других музеев или были куплены, то многие буддийские символы по-настоящему спасли в 30-е годы.

Валентина Мазурина, хранитель фонда религии Востока: «Все сдавалось в утиль, было разграблено. Я просто видела документы, которые были присланы из Бурятии. Просили приехать и что-то увезти».

В 30-е по разным данным репрессировали от полутора до 15 тысяч лам, почти все дацаны разрушены и разорены. Но у Академии наук просто не было денег на командировки в Бурятию. Так что те вещи, которые все-таки удалось тогда привезти, сегодня абсолютно уникальны.

Борис Аракчеев, директор Государственного музея истории религии: «Сегодня собрать такую коллекцию невозможно, потому что все культовые вещи находятся в работе. Нам не могут подарить церковь, отдать или продать культовые вещи».

Махараджи, которые когда-то охраняли четыре стороны света, сегодня сами нуждаются в уходе и поддержке. Это Китай, XIX век. Больше никаких подробностей про них не известно. Кроме разве что того, как надевать на них отвалившуюся обувь.

Галина Светличная, реставратор Государственного музея истории религии: «Когда вещь уже устанавливается на место, то башмачки подводятся, как это надо. Потому что здесь даже на каждом отмечено, какой из них правый, какой из них левый».

У реставраторов хватает работы. В компьютере сохранились фотографии макета пагоды, когда его только привезли в музей. Сегодня уже собранный храм красуется на столе в одной из мастерских.

Владимир Горячев, реставратор по металлу: «Макушка пагоды неродная. Здесь должна быть сфера с полумесяцем. Но мы не можем выдумывать ее».

Сотрудники музея до сих пор ищут, с какого храма сделан этот макет. В Пекине есть похожий, но он каменный. Подобных загадок на новой экспозиции, видимо, будет много. И хотя бы поэтому она обещает быть интересной.

Здесь уверяют: все будет носить исключительно просветительский характер. И по случаю вспоминают Будду, говорившего, что «человек должен учиться тайнам жизни у самого себя, а не слепо верить в другие учения».

Читайте также