Вернисаж на просторах Антарктиды

22.12.2009, 21:00

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский художник отмечает юбилей самой необычной экспозиции в мире.

Своеобразный юбилей отмечает в эти дни петербургский художник Владимир Комельфо. В декабре 1999-го вместе со своей женой он оправился встречать новый год в Антарктиду. Приятное совместили с полезным: авантюрный проект превратился в художественную акцию. На самом юге Земли они устроили выставку своих работ.

Вместе с автором единственной подобной экспозиции предался воспоминаниям и корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Слепок художники группы Комельфо сделали десять лет назад с ножки собственной дочери, чтобы оставить человеческий след на антарктическом снегу вроде инсталляции. Если верить фотографии, то получилось, что босой ребенок бегал вместе с пингвинами. Рядом отпечатки лап и других обитателей Антарктиды.

На самом деле, Наталья Мельникова и Владимир Фомичёв не могли взять в опасное путешествие маленькую дочку. Но они взяли свои художественные творения — картины. Для организации первой и пока единственной в мире выставки на заснеженном континенте.

Владимир Комельфо, художник: «Это светская выставка. Мы хотели Антарктиду включить в культурное пространство Земли. Это планетарная идея. Сделать выставку, чтобы на ней был фуршет, буклет, афиша, народ. Все это было».

Для того чтобы экспозиция оказалась в Антарктиде, художникам пришлось провести в дороге не один день. Путь лежал через Европу. Из Парижа летели в Рио де Жанейро, далее Сантьяго, потом Огненная Земля. На перелет через Магелланов пролив разрешение давал брат Пиночета. Художникам помогли военные летчики.

Владимир Комельфо, художник: «Мы сумели познакомиться с военными уругвайцами, помогли им чинить самолет. Я вспомнил свое прошлое механика. Что-то даже подвинтил. Потом полетели. Они доставили нас на чилийскую станцию вместе с автомобилем, который они везли туда. Забавно. А там до наших было рукой подать».

Никто на острове Ватерлоо, где расположена станция «Беллинсгаузен», не ожидал культурной акции от петербургских художников. Фомичёв и Мельникова раскладывали акварели среди живописных антарктический камней, развешивали рядом со знаменитым указателем, на котором значится: расстояние до Петербурга — полтора десятка тысяч километров.

Их выставку посещали научные работники разных стран. Говорят, особо заинтересовались китайцы. После того, как от живописных работ отходили люди, внимание проявляли местные обитатели — любопытные пингвины.

А пока они интересовались творчеством незванных гостей, художники с риском для жизни осматривали окрестности. Ходили навещать морского леопарда, который нежился на берегу. Но хищник оказался сыт.

После этого творцов посадили под домашний арест в целях их собственной безопасности. Теперь они признаются: у них все получилось и прошло без эксцессов только потому, что им все помогали. Проект стал международным. На акварелях проставили штамп — дату встречи нового 2000 года.

Освоение нового для себя мира Антарктиды как пространства для творчества художники начали с чистого листа и даже составили русско-антарктический словарь. Новых слов и названий, связанных с поездкой на шестой континент.

Например. Медведь белый. Их в Антарктике нет. Маракужа — сочный ароматный фрукт. В России говорят «маракуйя». «Мультоновский» — судно, обслуживающее станцию «Беллинсгаузен». «Миллениум» — бывает раз в тысячелетие. Нам просто повезло.

Наталья Мельникова несколько лет назад умерла. В память о ней Владимир Фомичёв оставил себе творческий псевдоним, составленный из фамилий художников. Кстати, идея посетить Антарктиду родилась из-за происхождения Мельниковой — праправнучки знаменитого российского адмирала Беллинсгаузена. Который смог обогнуть Антарктиду в начале XIX века на корабле, а наследница в чем-то продолжила идеи прадеда — открыть белый континент для культурной миссии.

Читайте также