Собрал единомышленников после смерти

19.12.2009, 20:23

В траурный зал Центральной клинической больницы целый день шли тысячи людей, чтобы проститься с Егором Гайдаром.

В траурный зал Центральной клинической больницы целый день шли тысячи людей, чтобы проститься с Егором Гайдаром.

Это и те, кто в 90-х поддерживал рыночные реформы Гайдара, и те, кто их осуждал. Многие из них теперь говорят, что именно эти непопулярные меры помогли тогда спасти страну от голода. А соратники автора «шоковой терапии» вспоминают о решимости, с которой Гайдар принял удар на себя.

Корреспондент НТВ Егор Колыванов — с траурной церемонии.

Еще до начала церемонии прощания с Егором Гайдаром в траурный зал Центральной клинической больницы выстроилась огромная очередь. Обычные, преимущественно уже не молодые москвичи, говорили слова, которые так редко слышал Егор Тимурович при жизни.

Москвичка: «Он все-таки страну спас. И так спас, что свое имя на заклание отдал».

Для кого-то — друг, для кого-то — соратник, учитель. И одинаково для всех — моральный авторитет.

Сергей Степашин, председатель Счетной палаты РФ: «Многие, знаете, его представляли таким мягким, круглолицым, улыбчивым человеком. Но у него была потрясающая сила воли, упрямство такое настоящее, я бы сказал революционное, знаете, как „Тимур и его команда“. Может быть, что-то не получилось, вы знаете, к нему по-разному относятся, но путь был выбран абсолютно правильный».

Валерия Новодворская, лидер партии «Демократический союз»: «Он спас страну не только от голода, он спас страну от коммунистического переворота в 93-м году».

Николай Сванидзе, журналист: «Егор Гайдар был чрезвычайно мужественным человеком, это было мужество особенное. Это было мужество самой чистой пробы, потому что оно основывалось на высочайшем чувстве ответственности и долге, несмотря на всю его абсолютную штатскость, офицерском долге».

В зале звучала органная музыка, цветов становилось все больше. Не смогла сдержать слез Наина Ельцина. Даже вдова президента России не знает абсолютно точно, почему Борис Ельцин поверил молодому экономисту.

Наина Ельцина: «Наверное, Егор Тимурович заразил Бориса Николаевича своей четкой позицией в решении проблем парализованной экономики и своим удивительным спокойствием в решении вопросов».

Алексей Кудрин, заместитель председателя Правительства РФ, министр финансов РФ: «Он был уникальный прагматик. Вот то, что ему удавалось, и то, что он делал, он действительно просчитывал и понимал. Это было это знание истории, профессионализма и чутья, все вместе. Однако кроме всего прочего, он был удивительный прагматик. Поэтому это помогало. Поэтому это работало».

Есть такое понятие «историческая необходимость», когда назревшие потребности общественного развития достигаются тяжелым, но мирным путем. Либо не менее тяжелым путем войны и революции. Принимать решения в такие времена — незавидная доля.

Виктор Черномырдин, специальный представитель президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами — участниками стран СНГ: «Настоящие реформаторы все ушли из жизни непопулярными. При реформах популярность не подходит. Поэтому он все принял на себя, он взял на себя, он возглавил ребят, команду, которые решились на такие действия. Это надо обладать определенным мужеством серьезным».

Анатолий Чубайс, генеральный директор государственной корпорации «Роснанотехнологии»: «Никто не знает от скольких опасностей он уберег нас всех в последние 15 лет, когда у него не было вообще никаких должностей и званий. Никто не знает, сколько разумных решений было принято благодаря Егору в эти годы. Он сам уж никогда об этом не рассказывал и не пытался сделать из этого никакой рекламы».

Роль Егора Гайдара в истории России недооценена. И это еще предстоит сделать. В прощальных выступлениях эта мысль была главной.

Читайте также