Африканская коллекция, восхитившая этнографов

18.12.2009, 15:25

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский коллекционер впервые показал свое собрание африканского искусства, достойное лучших музеев.

В частной коллекции петербургского художника оказались уникальные предметы культа и прикладного искусства. Экспонатов хватило бы на целый музей, но пока владелец смог выпустить только каталог.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков побывал в гостях у хозяина раритетов и прикоснулся к этнографическим ценностям.

Старший научный сотрудник Кунсткамеры Владимир Арсеньев в этом доме частый гость. Михаил Звягин — коллекционер африканского искусства. Собрание восхищает профессионалов.

Африканское искусство здесь повсюду. Фигурки из дерева, бронзы расставлены на полках, стоят на полу и развешаны на стенах. У специалистов по Африке глаза разбегаются. А некоторые вещи просто уникальны, как резной панцирь морской черепахи из Мадагаскара.

Все предметы были приобретены без консультаций музейных сотрудников. Звягин как художник руководствовался собственным эстетическим вкусом и не прогадал. Предметы культа и прикладного искусства покупались в антикварных магазинах.

Бронзовую голову XVI века — королеву-мать — считают нигерийской Нефертити. А вот с другим экземпляром, отлитым в Средних веках, хозяйка, афроамериканка в Нью-Йорке расставаться после продажи передумала.

Михаил Звягин, художник, коллекционер: «Она потом мне вечером звонила через моего приятеля и сказала, что передумала, что хотела бы ее вернуть. Но у меня был принцип: то, что взято, я не отдаю. Без обиды. Раньше я у нее что-то приобретал. И тогда я сказал, что уже отправил фигурку в Россию. Она спросила, можно ли вернуть. Я ответил: в Россию можно ввезти все что угодно, но вывезти из Росси ничего нельзя».

Неизвестно, какие причины повлияли на решение владелицы, финансовые или религиозные. Многие вещи в африканских странах считались и до сих пор считаются магическими. Как бронзовые плакетки из дворца правителя Бенина.

Владимир Арсеньев, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера): «На этой плакетке изображен элемент церемониального шествия. В данном случае речь идет либо о каком-то магическом элементе, либо особом музыкальном инструменте. Показ магических предметов — это тоже важный элемент церемониала, то есть показ магической силы владельца этих предметов. Владельцем предмета является правитель».

Подобные плакетки, собранные наподобие ковра в несколько десятков квадратных метров, способствовали процветанию, накоплению богатств и защите от врагов. Но вот от англичан не уберегли. Дворец был захвачен и разграблен европейцами.

А магические плакетки разошлись по всему миру. У Звягина их несколько штук. Одна из них напоминает дворец. Кунсткамера получила подобные предметы от немецкого профессора Мейера перед первой мировой войной.

Владимир Арсеньев, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера): «В это время наш музей получил много подарков, в том числе коллекцию бенинской бронзы, Это около 40 предметов. Но бронза, которая находится в коллекции Михаила Звягина, с художественной точки зрения неизмеримо интереснее».

К сожалению, в отличие от мировых музеев, как «Метрополитен» в Нью-Йорке, в российских исторически не сложились большие отделы африканского искусства. Поэтому частная коллекция Михаила Звягина имеет научное значение. Владелец даже не мечтает о создании собственного музея, здоровье не позволяет.

Но вот хотя бы выставку. Звягин все-таки смог издать каталог собрания и уже презентовал его в Америке. Теперь коллекционер надеется предъявить публике уникальные предметы не только в фотографиях.

Читайте также