Немецкий подход к мусорному вопросу

18.12.2009, 15:06

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Раздельный сбор мусора в Петербурге никак не выйдет из стадии эксперимента. А в Германии так собирают даже разные сорта картона.

Станет ли в Петербурге раздельный сбор мусора привычным процессом. Последние несколько лет все попытки остались на стадии эксперимента. Петербуржцы не готовы это превращать в норму жизни.

Между тем раздельный сбор мусора привычное дело в Европе. Например, в Германии. Эта страна в свое время стала пионером в раздельном сборе мусора, и до сих пор усовершенствует процесс. Их нравы изучил журналист НТВ.

Специальный репортаж из Берлина корреспондента НТВ Юлии Олещенко.

Ежегодно каждый немец платит, в среднем, 270 евро за вывоз бытового мусора. При этом каждые полгода он получает бесплатную брошюру, поясняющую, в какой именно контейнер можно выбрасывать очистки от картофеля и на какой именно перекресток бежать, если хочется расстаться с использованным аэрозольным баллончиком.

Германия — пионер и лидер раздельного сбора бытовых отходов в Европе. С начала 90-х так называемый селективный подход к мусору стал обязательным федеральным правилом. А прививать экологически и экономически важный навык тут начали и того ранее — лет 30 назад.

Разноцветные контейнеры, как минимум четыре, для стекла, пластика, бумаги и биомусора здесь у каждого дома. Управляются с этой «радугой» горожане на автомате.

Ингрид Криза,жительница района Марцанн (г. Берлин): «Все автоматически!»

Понаблюдаем, как пожилая жительница Берлина выбрасывает две, на первый взгляд, похожие картонные упаковки. На выбор соответствующих баков уходит несколько секунд.

Ингрид Криза, жительница района Марцанн (г. Берлин): «В желтую коробку выкидываем все, что содержит в себе бумагу и картон, а в голубую — то, что содержит пластик, даже если там имелись бумага и картон».

А это уже петербургская пенсионерка. Времени не теряет, хотя в двух шагах и стоит новый контейнер для раздельного сбора перерабатываемого мусора.

Согласно исследованиям «Гринпис», сортировать отходы сегодня согласен лишь каждый четвертый россиянин. Лидер петербургского движения «Мусора больше нет» Денис Старк предупреждает: сваливая все в одну кучу, мы выбрасываем, во- первых, воздух, а, во-вторых, деньги. После ревизии небольшого мусорного контейнера оказалось: две трети содержимого — чистый доход.

Денис Старк, лидер движения «Мусора больше нет»: «Полиэтилен стоит от шести до девяти рублей за килограмм. Бумага — от 80 копеек до 1 руб. 20 коп. за килограмм. Тетрапак (смесь бумаги алюминия и полиэтилена) тоже разделяется и перерабатывается. Стоит в районе рубля за килограмм. Стекло — 1 руб. 50 коп. за килограмм Алюминий — это самый дорогой мусор. Каждая баночка стоит 25–30 коп. Только в одной кучке этих баночек на пять рублей».

Активисты-экологи настаивают: сортировать не после, а до петербуржцам мешает российский менталитет.

Но вот город на Неве уже не место жительство, а картинка в календаре. И все меняется. Два года назад Станислав переехал в Берлин учиться на программиста. С тех пор, готовя ужин на трехметровой кухоньке, он выбрасывает мусор с немецкой педантичностью. Картофельные очистки направо, пластиковая упаковка от сосисок — налево. Некоторую заминку вызывают только напитки.

Станислав Копп, житель квартала Кройцберг (г. Берлин): «Те, кто является яркими приверженцами экологии, считают, что после того, как ты съел йогурт, ты должен его помыть и только потом выбрасывать в обычный мусор для упаковки. Практически главный вопрос, каким мусором является чайный пакетик. Я считаю, что это биомусор».

Выносить мусор в четырех разных коробках не слишком удобно, но может быть не зря берлинский косолапый у входа в парадную дома на Вильгельмштрассе, где живет Станислав, так похож на русского медведя. У нас меньше различий, чем кажется,

И немецкий опыт способен помочь нам избавиться от смердящих городских свалок. Чтобы вслед за нашими филологами, уже экологи смогли гордо цитировать классическое про «Дым Отечества, что „сладок и приятен“».

Читайте также