Драматические вехи консерваторской истории

16.12.2009, 19:17

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Санкт-Петербургской консерватории проходят выборы ректора. За годы существования вуза его стены стали свидетелями многих коллизий.

В Санкт-Петербургской консерватории проходят выборы ректора. Их называют моновыборами, потому что на должность руководителя претендует только один человек — Сергей Стадлер, исполняющий обязанности ректора с середины прошлого года.

Все эти полтора года одно из старейших учебных заведений страны лихорадит. Череда громких увольнений, множество непростых собраний коллективов. Хотя за годы существования учебного заведения его стены стали свидетелями многих коллизий.

Корреспондент НТВ Константин Борошнев изучил историю консерватории.

С дирижерской трепетностью и требовательностью Сергей Стадлер уже полтора года руководит Петербургской консерваторией. Как и предшественникам деятельность административная мешает профессиональной. Личный гастрольный график, например, приходится регулярно сокращать. Времени на все не хватает.

Сергей Стадлер, и. о. ректора Санкт-Петербургской консерватории: «Это очень ответственно. Потому что это очень значительно место. Здесь очень большие люди занимались музыкой».

В том, что должность ректора будто под него создавали, здесь, кажется, никто не сомневается.

Профессор Баручева пережила уже шесть руководителей. За полвека на службе искусству о любом начальнике она привыкла рассказывать так, будто с каждым лично общалась. Даже об Александре Глазунове, которого в 1905-м впервые за годы существования заведения не назначили сверху, а выбирали голосованием.

Эра Баручева, профессор Санкт-Петербургской консерватории: «Он абсолютно точно помнил, кто из учащихся консерватории какую фугу написал на каком экзамене. Он помнил, в какой тональности была эта фуга».

Начиная с Глазунова, выборная должность ректора (тогда директора), давала множество привилегий. Особый статус в обществе, приличное жалование и собственную квартиру непосредственно в здании на Театральной площади.

Старинные камины — напоминание о временах, когда глава консерватории отдавал ей всю жизнь. Здесь учили, руководили, принимали посетителей, здесь же обедали и спали.

Андрей Алексеев, заведующий музеем истории Санкт-Петербургской консерватории: «Не возвращаться же домой съесть булочку, поспать час и возвращаться обратно. Они могли сделать это и здесь».

Должность ректора сегодня — это скорее хлопотно, чем почетно. Особенно, если вспомнить, как предыдущего начальника Александра Чайковского со скандалом сняли. Там разговор шел о финансовых растратах. Да, и нынешний руководитель тоже вступал в должность со скрипом.

Сергей Стадлер, и. о. ректора Санкт-Петербургской консерватории: «Здесь была очень небольшая группа людей, которая всегда боролась со всеми. И как здесь говорят, это была четвертая серия. Они боролись с предыдущими ректорами, и они начали бороться со мной».

Общий язык с коллективом за полтора года Стадлером, кажется, найден. Противники успокоились. Ну, или делают вид. Во всяком случае сам Стадлер с первого своего дня в консерватории не сомневался, что его портрет появится в знаменитом ректорском коридоре.

Галерея руководителей консерватории совсем скоро пополнится новым портретом. Сейчас их 20: от Антона Рубинштейна до Александра Чайковского. Место для 21-го уже готово. Впрочем, если быть точным, чести оказаться на этой стене удостоились не только директоры и ректоры, но и временно исполнявшие их обязанности. Потому на вопрос, сколько же в консерватории было управленцев, не ответят даже ее старожилы.

Эра Баручева, профессор Санкт-Петербургской консерватории: «Я против цифры, потому что цифра не дает понятия о сути. А нужно по сути подходить к делу, не правда ли?»

Суть, как известно, для каждого своя. Студенты мечтают о повышении стипендий и стажировках на Западе. А вот Эра Баручева надеется, что избранный ректор первым делом расширит площадь музея консерватории.

Читайте также