Чехов на все сезоны

14.12.2009, 18:00

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В театре «Балтийский дом» молодые актеры представили театральные костюмы разных эпох.

В «Балтийском доме» в рамках фестиваля «Дуэль» представили театральные костюмы к чеховским произведениям. В некоторых из них актеры выходили на сцену еще в начале прошлого века.

Шляпы, обувь мужские и женские платья. Показ построили по тому же принципу что и сам фестиваль, то есть, сталкивая эпохи. На подиуме одновременно появлялись костюмы постановок 1909 и 2009 годов.

За дуэлью на подиуме наблюдал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Хороший актер сыграет все. Но ходить по подиуму, да еще в образе чеховского персонажа, — задача неординарная. В «Балтийский дом» для этого пригласили молодых актеров петербургских театров, где когда-то гремели знаменитые пьесы драматурга: БДТ, Малый, «Ленком».

На театральном дефиле модели заговорили почти чеховским текстом. На подиуме можно было услышать диалог сразу двух Шарлотт.

Во времена Антона Павловича Чехова модных дефиле не устраивали. Тогда понятия модели для показа коллекций одежды просто не существовало. Но чеховские герои всегда одевались согласно моде своего времени.

А художники всегда старались одеть главных героев поэлегантнее. Но чтобы продемонстрировать современной публике, что Чехов — на все сезоны, постарались соединить подиум и костюмы лучших постановок пьес драматурга.

Зрители настолько включились в игру, что некоторые стали примерять шляпки. Мода прабабушек притягивает женщин словно магнитом. На постановке «Чайки» Геннадия Опоркова в 1983 году в «Ленкоме» не скупились на исторические детали. Зеленые венгерки были в моде 100 лет назад. Ее носил и Тригорин.

Марина Беляева, заместитель директора театра-фестиваля «Балтийский дом»: «А рядом Нина Заречная. Она та самая Тальма. Кажется, что она француженка. Но маленькая накидочка, по-моему, потрясающе скрывает то, что надо скрыть. Очень сексапильно, очень интересно. А под тальмочкой скрывается еще красота».

Для показа привезли настоящее сокровище из театрального музея. Платье Сарры из постановки «Иванов» 1909 года самой Марии Савиной. Только женщина европейского склада и утонченного вкуса могла появиться на публике в таком смелом для начала ХХ века одеянии.

Татьяна Шах-Азизова, театровед, ведущий научный сотрудник Московского института искусствознания, кандидат искусствоведения: «Даже на примере современных актрис, их не так много. Например, Ольга Яковлева. которая изводит всех театральных портных не меньше, чем Мария Гавриловна. Но пока она не будет совершенно свободна себя чувствовать, она не может играть. Очевидно, Мария Гавриловна была такая. Ей нужно было, чтобы все происходило на ней и вокруг нее. Тогда ей было удобно. Я думаю, это производило впечатление».

Тогда в театре не было художников-постановщиков. Все костюмы были из личного гардероба актрис. И, говорят, Савина действовала на публику гипнотически. Даже не важно было, как она играла. Главное поклонников поражало разнообразие шикарных нарядов.

На этот раз зрителей тоже увлекло дефиле франтов и модниц конца XIX века. Дефиле вызвало ностальгическое настроение у театралов, когда было не принято осовременивать классику. От этих старомодных костюмов повеяло и самой чеховской эпохой, и временем, по праву названным веком элегантности.

Читайте также